Ученые впервые увидели фазы движения планеты за пределами Солнечной системы

28 мая 2009, 11:34
Ученые впервые сумели наблюдать фазы движения внесолнечной планеты в видимом диапазоне электромагнитных волн, которые, как оказалось, очень похожи на фазы планет, вращающихся вокруг Солнца и фазы Луны.

Планета, получившая название CoRoT-1b, является первой внесолнечной планетой, обнаруженной спутником CoRoT 2,5 года назад на расстоянии в 1600 световых лет в созвездии Единорога.

Она представляет собой так называемый "горячий юпитер" – газовый гигант, похожий на Юпитер, вращающийся на очень короткой орбите вокруг своей звезды с периодом в 36 часов.

Из-за этого CoRoT-1b гравитационно связан со звездой – это означает, что одна из его сторон постоянно повернута к светилу, тогда как вторая постоянно находится в тени.

Согласно наблюдениям CoRoT горячая сторона планеты нагрета до 2000 градусов Цельсия, поэтому свечение, которое наблюдают астрономы, скорее всего, является не отраженным светом, а тепловым излучением горячей поверхности планеты.

Фазы движения планеты очень напоминают фазы движения планет солнечной системы или естественного спутника Земли – Луны, периодически переживающей полнолуния и новолуния по мере своего движения вокруг земли.

Авторы исследования – команда астрономов из Лейденского университета в Нидерландах под руководством Игнаса Снеллена – так же уверены, что несмотря на большую разницу температур горячей и холодной стороны CoRoT-1b значительного переноса тепла между ними не происходит, вероятно из-за особого состава атмосферы планеты, очень быстро переизлучающей абсорбированное излучение своей звезды обратно в космическое пространство.

Световых волн звезды, непосредственно отраженных от планеты, ученые не обнаружили, а потому сделать какие либо заключения о наличии у CoRoT-1b облаков астрономы не могут.