Ученые разгадали секрет Рембрандта

2 июня 2010, 13:48
Канадские ученые из Университета Британской Колумбии разгадали тайну притягательности картин голландского художника Рембрандта.

По их мнению, важнейшее значение в творчестве знаменитого живописца имеет его игра с четкими и размытыми частями портрета. Во многом благодаря этой технике Рембрандт и по сей день контролирует взгляды зрителей, рассматривающих его картины.

Беспристрастное компьютерное изучение самих изображений и поведения людей, рассматрива¬ющих картины, позволили выявить и описать вполне конкретные приемы, благодаря которым великий художник привлекал внимание к лицам своих персонажей и делал восприятие своих картин неспешным и интересным занятием.

Реклама

Наблюдение за зрителями показало, что их взгляд фокусируется в конкретной точке – на четком, детализированном глазе человека, изображенного на картине. Зрители удерживают взгляд в этой точке продолжительное время, а затем перемещают его на размытые области картины вокруг. Делают они это гораздо медленнее, чем рассматривая любые другие изображения, не принадлежащие кисти Рембрандта.

По словам доктора искусствоведения Ксении Богемской, суще¬ствует шкала восприятия людьми цветов и направлений линий.

"К примеру, линия, которая слева направо поднимается вверх, воспринимается зрителями как радостная, а слева направо и вниз – как выражение печали. Скорее всего это связано с привычками нашего восприятия письменного текста", – говорит эксперт.

Реклама

Разумеется, существуют и другие способы управления взглядом зрителей. Художники всех эпох расставляли на своей картине цветовые акценты и по-своему брали под контроль внимание любителей живописи.

"Если вы посмотрите пейзаж соотечественника Рембрандта Ван Гога "Пейзаж в Овере после дождя", то он весь зеленый-зеленый, а в середине маленькая красная точечка — колесо телеги. Невольно глаз зрителя приковывается к этой точке. Бывает, что художнику надо привлечь взгляд к нескольким последовательным точкам. В многофигурных композициях – например, росписи Рафаэля в Ватикане – наш взгляд, по мысли художника, следует от одной фигуры к другой", — уверена Ксения Богемская.