Ученые обнаружили систему вращающихся черных дыр в центре далекой галактики

5 марта 2009, 10:38
Две черные дыры, вращающиеся вокруг общего центра на расстоянии всего в треть светового года с периодом в 100 лет, и имеющие массы от 20 миллионов до миллиарда масс Солнца подтверждают гипотезу о росте и развитии галактик, в центре каждой из которых должна находиться черная дыра.

Слияние галактик в процессе их роста и развития должно в теории приводить к образованию таких вращающихся вокруг друг друга систем пар черных дыр, в конце концов сливающихся в одну черную дыру, обнаружить которые не удавалось до сих пор.

Черные дыры – это сверхмассивные тела, не излучающие никакого типа излучений, и распознать их в космическом пространстве можно только по характерному свечению вещества, которое засасывается гигантами.

При этом движение черной дыры относительно наблюдателя на Земле приводит к смещению спектра этого излучения, поэтому обнаружение двух таких похожих спектров, немного смещенных друг относительно друга, должно указывать на систему двух вращающихся черных дыр.

Обнаружить такую пару Тодду Боросону и Тоду Лауэру, сотрудникам Национальной обсерватории оптической астрономии США, удалось при анализе порядка 17,5 тысячи

спектров одного из ярких объектов Вселенной, удаленного от Земли на 5 миллиардов световых лет, который, судя по полученным данным, представляет собой галактику, образованную при слиянии двух других галактик, в центре каждой из которых находилась черная дыра.

Астрономы уже не в первый раз сообщают об обнаружении таких вращающихся пар, однако, впервые параметры обнаруженной системы соответствуют теоретическим расчетам.

Предыдущая пара черных дыр, обнаруженная при помощи космической рентгеновской обсерватории "Чандра" в 2003 году, была удалена на 3 тысячи световых лет друг от друга, так что сближение этих черных дыр и их вращение друг относительно друга практически невозможно отследить.

"Одним из замечательных свойств обнаруженной нами системы черных дыр является то, что их вращение на очень короткой дистанции с очень коротким периодом можно увидеть по дальнейшему смещению спектров излучения засасываемой ими материи. Для этого достаточно всего нескольких лет наблюдений", – сказал Боросон.