Ученые назвали неожиданное последствие глобального похолодания

11 июля 2017, 04:17

Ледники. Фото: pixabay

Наступление ледниковых эпох приводило к усилению вулканической активности. Это выяснила международная группа ученых под руководством специалистов из Центра имени Гельмгольца по исследованию океана.

Результаты их исследований объясняют, почему при похолодании концентрация углекислого газа в атмосфере может оставаться стабильной.

Материалы исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Известно, что глобальная средняя температура связана с содержанием парниковых газов в воздушной оболочке Земли. Палеоклиматические данные показывают, что окончание последней ледниковой эпохи около 11 тысяч лет назад спровоцировало извержение вулканов, находящихся на суше.

Это в свою очередь могло быть вызвано уменьшением давления на мантию Земли из-за таяния ледников. В результате в атмосферу было выброшено большое количество углерода, что еще больше ускорило глобальное потепление. Эта положительная обратная связь должна приводить и к противоположному эффекту — падению концентрации углекислого газа из-за похолодания.

Однако 85-70 тысяч лет назад, когда глобальная средняя температура снижалась из-за изменения расположения оси планеты, содержание углекислоты в воздушной оболочке Земли оставалось стабильным. Смоделировав геологические процессы в недрах планеты, ученые пришли к выводу, что рост ледниковой массы и снижение уровня моря привело к уменьшению давления, оказываемого на верхние слои мантии под океанами. В свою очередь, это стало причиной плавления пород и выбросов магмы.

Хотя извержения наземных вулканов в этот период происходили редко, горячие точки появились в районе срединно-океанических хребтов (расположены в центральных частях всех океанов). Эти геологические процессы обеспечили отрицательную обратную связь между оледенением и углекислым газом, затормозив падение концентрации последнего примерно на 15 тысяч лет. Однако примерно 70 тысяч лет назад содержание углерода в атмосфере продолжило резко снижаться.

Горячей точкой в геологии называется место под литосферными плитами, в котором температура мантии значительно выше по сравнению с окружающими породами. Из-за этого в районе над пятном наблюдается повышенная вулканическая активность.