Цветной Штирлиц обойдется в $1,8 млн, а "Золушку" покрасят за $1 млн

23 октября 2009, 20:31
После колоризации первых фильмов мы вскоре увидим цветными "Веселых ребят" и "Волгу-Волгу"

Штирлиц. Лиознова осталась в восторге от того, как теперь выглядит Вячеслав Тихонов. Фото пресс-службы телеканала ICTV

Показы колоризированных версий фильмов "В бой идут одни старики" и "17 мгновений весны" вызвали громадный ажиотаж. Что касается тех, кто выступает в качестве зрителей, то на этой почве родилось множество форумов, где люди высказываются как крайне негативно, так и положительно (см. мнения "за" и "против"). Хотя интерес однозначно очень высок: как узнала "Сегодня", в дни премьер реставрированных киношедевров рейтинги телепросмотра зашкаливали. Так, 9 мая доля просмотров фильма "В бой идут одни старики" на ТРК "Украина" достигла 25,09%, а 19 октября доля просмотров первой серии "17 мгновений весны" на ICTV составила 13,28%.

В России показатели были неменьшими. Воодушевленные таким успехом заказчики (Первый канал и телеканал "Россия") решили теперь красить картину за картиной.

Реклама

Как нам рассказали в пресс-службе российского Первого канала, уже сейчас их специалисты работают над колоризацией сразу трех фильмов: "Подкидыш" (1939 г.), где в главной роли снялась легендарная Фаина Раневская, "Веселые ребята" (1934 г.) и "Волга-Волга" (1938 г.) с Любовью Орловой.

Также сейчас в Америке, на студии Legends Film, делают цветной легендарную сказку "Золушка", снятую в 1947 году, где главную роль сыграла Янина Жеймо. "Американцы занимаются этим давно, — рассказывает директор студии-реставратора картины "Ленфильм-видео" Юрий Иванов, — раскрасили уже больше 200 классических фильмов и с интересом взялись за первый русский. У нас же все это дороже и дольше. Главное в проекте даже не раскраска, а реставрация. А мы по заказу Госфильмофонда идеально отреставрировали картину". Сказка будет готова уже этой осенью.

Заметим, реставрация классики — дело очень дорогое. Так, за то, чтобы мы смогли увидеть, какого же цвета глаза у любимца миллионов женщин Вячеслава Тихонова, сыгравшего Штирлица в сериале "17 мгновений весны", заказчику — телеканалу "Россия" — пришлось потратить около 1 800 000 долларов (получается, что минута стоит около 3000 долларов!). А на фильм "В бой идут одни старики" российским же Первым каналом было потрачено 500 000 долларов. Для сравнения, бюджет съемок фильма Быкова составил 380 тысяч рублей!

Реклама

Что касается восстановления и окраски "Золушки", то бюджет ее реставрации составляет около 1 000 000 долларов.

В итоге многие эксперты нынче склоняются к тому, что нельзя трогать те картины, которые изначально были задуманы в черно-белом цвете как отражение авторского видения материала. Однако, что касается прокраски, например "стариков", то, как сказала "Сегодня" исполнительный директор колоризации Мария Лопатенок, "сам Леонид Федорович Быков мечтал снять свой фильм в цвете, но так как ему было отказано в дефицитной по тем временам цветной пленке, он был вынужден делать картину черно-белой. Мы просто исполнили его мечту", — считает Марина.

Ну а относительно "...мгновений" не приходится и гадать: их режиссер Татьяна Лиознова и сама по мере сил участвовала в реставрации картины, а посмотрев то, что получилось, пришла в восторг: "Я ошеломлена! — признается Татьяна Михайловна. — Не понимаю, как можно было добиться таких результатов. Мне казалось, что я на съемочной площадке, до такой степени все было достоверно".

Реклама

ЧТО ТАКОЕ РЕСТАВРАЦИЯ

Что делают с картиной те, кто ее красит и реставрирует? В случае с "17 мгновениями весны", например, по каждой из полутора тысяч сцен были проведены исторические цветовые экспертизы — одежда, прически, интерьеры, особенности колористики того времени. По их результатам 600 специалистов наполнили фильм цветом. С оригинальной пленки убрали все ворсинки, пятнышки и микротрещины. Что до озвучки, то был "почищен" общий треск, а музыка и шумы переложены в современном качестве.

МНЕНИЕ "ЗА"

"Мое первоначальное отношение к колоризации, — высказал свою точку зрения наш кинообозреватель Алекс Панченко, — сводилось к следующему: "Для чего это нужно?" и "Пиарятся на классике". Когда я разобрался в вопросе, позиция изменилась. Во-первых, прежде чем "красить" фильм, оригинальная пленка подвергается тщательной реставрации: чистится звук, убираются соринки, пятна... Во-вторых, я знаю людей, которые впервые посмотрели тех же "Стариков" в цвете — из-за шумихи, поднятой вокруг колоризации. И которые, впечатлившись фильмом, шли и покупали черно-белую версию — чтобы посмотреть оригинал. Потому убежден, что это действительно привлекает внимание, в том числе и молодежи, к классике кинематографа.

МНЕНИЕ "ПРОТИВ"

Чуть ли не самым ярым противником перевода черно-белых полотен в цвет стал известный шоумен и актер Леонид Якубович: "Колоризация классических лент сродни надругательству над памятниками". По мнению бессменного ведущего "Поля чудес", "тот, кто прикасается к классике — вандал". Если почитать мнения людей в интернете на различных кинофорумах, то с Леонидом Аркадьевичем согласно множество зрителей. Правда, их претензии все больше основываются на голых эмоциях, а не на фактах: "Сами не умеют снимать, вот и лапают классические ленты". При этом многие противники колоризации признаются: "Мы не видели картин в цвете, но мы уверены, что ничего хорошего из этого не вышло".