"Три тополя на Плющихе" стали цветными

18 апреля 2011, 05:51
Следующими раскрасят "Берегись автомобиля" и "Я шагаю по Москве".

«Три тополя на Плющихе». Использованы цвета советской пленки 1960-х

Фильм Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" (1967 год) — еще один продукт колоризации. Уже на этих выходных, 23 апреля, историю знакомства шофера московского такси Саши и подмосковной сельской жительницы Нюры, которых сыграли Олег Ефремов и Татьяна Доронина, покажут в цвете в эфире Первого российского канала. Те, кто уже видел, что из этого получилось, говорят, что в колор-версии использованы приглушенные цвета советской пленки 1960-х годов, так что зрителю покажут исторически достоверные цвета Москвы, ее облик в то время. А вот самыми сложными для раскрашивания были некоторые архитектурные объекты и предметы, запечатленные в фильме, — приходилось устанавливать достоверные цвета ограждения у площади Трех вокзалов, афиши фильма "Ленин в октябре".

Видео: "Три тополя на Плющихе". Эпизод из колоризированной версии фильма

Реклама

КТО НА ОЧЕРЕДИ? Кстати, "Три тополя на Плющихе" — вторая картина Лиозновой, раскрашенная спустя годы. Напомним, в мае 2009-го в цвет были переведены легендарные "Семнадцать мгновений весны". В колор-версии мы также уже видели фильмы: "В бой идут одни старики", "Волга-Волга", "Подкидыш", "Веселые ребята" и "Офицеры". На подходе картина Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" и "Я шагаю по Москве" Георгия Данелия.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ЧЕРНО-БЕЛОГО КИНО. Впрочем, несмотря на то, что в цвет переведено уже столько культовых черно-белых картин, каждая новая "крашенка" по-прежнему вызывают целую бурю негодования. Мы решили разобраться, для чего вообще нужна колоризация и почему люди против нее.

Реклама


"В бой идут одни старики". Быков хотел снимать этот фильм цветным, но — не дали пленку

"По-моему, противники колоризации просто не понимают, что эта процедура дает оригинальной картине вторую жизнь, — говорит режиссер цветной версии "В бой идут одни старики" Игорь Лопатенок. — У них мало аргументов — в основном голые эмоции. За границей, к примеру, почему-то никто не возмущается. Может, из-за того, что у них перед глазами есть удачный пример колоризации — "Унесенные ветром". Ведь прежде чем отсканировать пленку картины для ее последующей покраски, мы проводим полную и весьма кропотливую реставрацию оригинальной ленты. Мы очищаем изображение, устраняем дефекты, появившиеся с годами, чистим звуковую дорожку, перезаписываем ее. Не знают и то, что оригинал картины Леонида Быкова давно уже хранится не в Украине, а в России. Нам стоило многих трудов ее найти. Но есть результат — мы "не ушли в Голливуд": все цвета в фильме родные. Вплоть до того, что были проверены цвета волос и цвета глаз всех актеров. А сам фильм в цвете выглядит так, будто снят на цветную советскую пленку 70-х годов". Вся работа обошлась в сумму около $500 000.

Видео: "В бой идут одни старики". Эпизод из колоризированной версии фильма

Реклама

НАРУШИЛИ ХРОНИКУ ТЕХ ВРЕМЕН. С ним не соглашается актер Василий Лановой: "Когда я впервые услышал, что перекрасили "Офицеров" (артист сыграл в картине одного из главных героев Ивана Варраву), то у меня было такое ощущение, словно мне начали ремонтировать зубы одновременно тысячами игл". Свое недовольство Василий Семенович аргументировал следующим образом: "Не надо перекрашивать то, что было сделано специально под хронику тех времен. Под нее работали и режиссеры, и мы — актеры. Это дух, это атмосфера. Вмешиваться в этот процесс — чрезвычайная глупость".


"Семнадцать мгновений весны". Его колор-версию критиковали больше всего

Видео: "Семнадцать мгновений весны". Эпизод из колоризированной версии фильма

Лановому вообще "везет" на "покраску", ведь помимо "Офицеров", были переведены в цвет еще и "Семнадцать мгновений весны", в которых он сыграл генерала Вольфа. И именно эту картину чаще всего приводят как пример плохой колоризации (множество небрежностей в надписях на личных делах сотрудников, а фамилия Визбора в титрах так вообще превратилась в Визборга). Вячеслав Тихонов (исполнитель роли Штирлица), посмотрев фильм, вообще пришел в ужас: "То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Петр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков. И это ко всем нам не имеет никакого отношения". А вот режиссер оригинального фильма Татьяна Лиознова, наоборот, пришла в совершеннейший восторг! Всего на колоризацию "Мгновений" было потрачено $1 800 000.

КОМУ ВЫГОДНО? Так для чего же красят картины, тратя на них уйму времени (около трех месяцев на фильм), денег ($4—5 тысяч за одну минуту колоризации) и людских ресурсов (в среднем в работе над покраской занято около 140—160 человек)? Все просто — шумиха, создаваемая в процессе работы над фильмом, гарантирует высокие рейтинги телеканалам, которые берутся за показ "цветастиков". К примеру, доля просмотров во время премьеры новых "Стариков" на ТРК "Украина" достигла 25,09% (а это очень высокий показатель!). Кроме того, последующий перевыпуск фильмов на DVD и доходы от их продаж позволяют отбить часть вложенных средств.

ШТИРЛИЦ В ФОРМАТЕ 3D

Прогресс не стоит на месте и колоризацией уже сложно кого-то удивить. А учитывая повальное увлечение новомодным форматом 3D, можно предположить, что вскоре мы увидим того же "Штирлица" Вячеслава Тихонова еще и... объемного. Как рассказал "Сегодня" Игорь Лопатенок: "Это вполне возможно. В России для этого есть все технические условия". Впрочем, не тревожьтесь раньше времени, ибо дело это непростое и дорогостоящее. По самым скромным подсчетам, цена конвертации традиционной 2D-картины в 3D-формат варьируется от $50 тыс. до $100 тыс. за минуту, то есть в среднем минута перевода в 3D стоит $75 тыс. Вряд ли наше телевидение может себе это позволить!