Трагедию отца-моряка через 45 лет повторил его сын

12 августа 2008, 07:33
Сегодня восьмая годовщина со дня гибели атомного подводного ракетного крейсера "Курск", унесшего жизни 118 военно-морских офицеров.

"Курск". На его борту на 12 августа 2000 года было 118 членов экипажа. Фото АР

По официальной версии, "Курск" погиб от взрыва ядерных ракет на борту. Но до сих пор так и неясно, отчего именно взорвались те ракеты. То ли на глубине произошло столкновение субмарин, то ли ошибка экипажа, то ли умышленное действие третьих сторон. После взрыва на затонувшей лодке 9 человек, находившиеся в 8 и 9 отсеке, продолжали мужественную борьбу за жизнь. И пока правительство разбиралось с вопросом, кто и как будет проводить спасательную операцию, 9 сердец продолжали надеяться на спасение, выстукивая SOS в кромешной темноте холодной глубины Баренцева моря. А 118 матерей и жен склонились в неустанной молитве. Через два дня сигнал SOS прекратился, и стало понятно, что больше надеяться не на что — живых на борту подлодки нет.

В составе погибшего экипажа были украинцы. Только через два года — 21 февраля 2002 года — "Курск" был поднят со дна моря и доставлен в Росляковский док.

Реклама

МОРЯК ИЗ ЭНЕРГОДАРА ПРЕДСКАЗАЛ СВОЮ ГИБЕЛЬ. Сергея Логинова похоронили в г. Реутово Московской области по просьбе его родителей. Но трогательную память о подводнике хранят в его родном городе Энергодаре, где родился и вырос капитан третьего ранга. За полгода до трагедии он написал песню, в которой пророчески предсказал и слезы матерей, и муки самих моряков: "И когда в отсек наш прорвется вода, чтоб друзей спасти, мы себя задраим намертво. Это знают все, кто чинам клятву дал... Будут помнить тех, кто ушел и не обнял детей. Их женам ввек не выплакать глаза".

Найти школу, в которой учился Сергей, оказалось очень просто. В Энергодаре каждый школьник знает о подвиге земляка. А возле школы в его честь установлена мраморная плита. Несколько раз в год возле нее проводятся уроки патриотического воспитания, посвященные Сергею Логинову. Бережно хранятся школьные фотографии моряка, особая гордость — снятый Сережей видеофильм о "Курске", где показаны фрагменты внутреннего устройства лодки, рабочее место Сергея, погружение и всплытие субмарины.

Последний раз Сергей приезжал в Энергодар в конце января 2000 года, чтобы отметить вместе с родителями свой 27-й день рождения. А в начале февраля побывал на встрече выпускников в родной школе. "Сергей встретил меня словами — "поздравьте, я догнал вас по званию". Так он похвастался новенькими погонами капитан-лейтенанта, — вспоминает военрук школы Анатолий Ханюченко. — А позже, на встрече выпускников, Сергей под гитару спел песню собственного сочинения о моряках-подводниках. Тогда она показалась мне очень грустной, а сейчас кажется пророческой. Там были такие слова: "А я за воздуха глоток сейчас всю жизнь отдам".

Реклама

— Я спросила его, почему такая грустная песня, — пожимает плечами Нина Золотухина, классный руководитель Сергея. — А он ответил: "Не знаю, просто так сочинилось". А потом добавил: "Я служу на самой безопасной подводной лодке в мире". Он сказал это с гордостью, он был очень счастлив, что попал на "Курск". Тогда же Сергей подарил школе фотографию своего рабочего места на подводной лодке и много рассказывал о работе гидроакустика. Особенно я запомнила его рассказ о шумах, которые издают проплывающие мимо киты. Он просто "заражал" своей любовью к профессии, и думаю, что если бы не случилась такая катастрофа, многие наши мальчишки пошли бы по его стопам".


Маленький Сергей докладывает военруку о готовности отряда к проведению юно-армейских соревнований

Сергей с детства мечтал быть морским офицером. Педагоги были уверены, что его судьба — актерство. Особенно все любили его роль маленького принца, которую он исполнял в спектакле по мотивам его любимого произведения — "Маленький принц" Экзюпери.

Реклама

После окончания 8 класса Сергей Логинов поступил в Ленинградское Нахимовское училище, а затем в Тихоокеанское высшее военно-морское училище во Владивостоке. По окончании в 1995 году он получил профессию офицера-подводника Военно-морского флота России. По распределению был направлен служить на Северный флот. После окончания пятилетнего контракта на "Курске" у Сергея была возможность перейти на другую работу, не связанную с погружениями в море, но он отказался. Не мог представить свою жизнь без друзей-подводников, без любимой работы, без моря, без "Курска".

Осенью 2000 года у Сергея должен был родиться ребенок. Сергей ждал сына, которого хотел назвать Владиславом. Сергей так и не узнал о том, что у него — доченька. Назвали ее Владиславой.

Ныне родители Сергея Логинова живут в Реутово, а вдова — Наталья с дочкой Владиславой — в Москве. Туда они переехали, когда всем семьям погибших моряков-подводников правительство России выделило в своей стране квартиры.

ОТЕЦ ЧУТЬ НЕ ПОГИБ НА ЛИНКОРЕ ЗА 45 ЛЕТ ДО СМЕРТИ СЫНА. Капитан II ранга Юрий Щепетнов не входил в состав постоянного экипажа подводного атомохода "Курск". Он был флагманским специалистом по ракетному оружию, ракетчиком соединения подводных кораблей. Мама обрадовалась, когда сын сообщил, что переходит на работу в штаб. А сын тогда ответил: "Мама, знаешь, это еще больше, чем на земле. В море я на одной лодке, а так постоянно буду то на одной, то на другой на учения выходить".

— Когда Юра поступал, — вспоминает Екатерина Марковна, вглядываясь в семейные фотографии, — в приемной комиссии училища, увидев фамилию Щепетнов, спросили у него: "Это твой брат у нас учится? Такие моряки нам нужны!"

Юрий был зачислен в класс подводников, и после окончания Нахимовского училища его откомандировали на Камчатку. Однажды мама написала Юре, что старший сын подарил ей модель своего корабля, от руки аккуратно вывел название — СКР "Ладный". В ответ Юра прислал с Севера вырезанную из бумаги субмарину — безымянную, поскольку он выходил в море на разных подлодках, и только пометил крестиком место расположения своей каюты. Второй отсек.


Екатерина Марковна с вырезанной руками сына субмариной

Юрий Щепетнов — потомственный моряк. Его отец — Тихон Макарович, проходил срочную службу на линкоре "Новороссийск". Родители впервые встретились и познакомились 28 октября 1955 года — за несколько часов до самой масштабной катастрофы на Черноморском флоте. В ту ночь в Севастопольской бухте погибло 611 матросов и офицеров. Щепетнов-старший выжил.

— Он как-то спасся, ему удалось… Когда корабль переворачивался, он за что-то зацепился, оказался на килю. Потом часто плакал, вспоминая ребят — своих друзей. И ребята наши на этом воспитаны, — тихо говорит морячка.

Летний отпуск Юра вместе с семьей всегда проводил в Севастополе. Последний раз родители видели его за месяц до катастрофы в Баренцевом море.

— Целый год нужно ждать. Теперь никогда не дождусь… — шепчет мама.