Театральные премьеры: поджигатели, которых никто не понял

29 октября 2010, 17:31
Спектакль "Бидерман и поджигатели" (Тбилисский театр им. Шота Руставели на сцене театра им. Франко).

Бидерман пока еще танцует

В городе неспокойно — таинственные вредители тайком поджигают здание за зданием. Нервы у всех на пределе, в том числе и у господина Бидермана (Заза Папуашвили). А тут еще в его дом приходит некто Шмиц (Бесо Зангури), умоляющий о ночлеге. Понимая, что перед ним и есть поджигатель, Бидерман, тем не менее, не может отказать харизматичному злодею, а тот уже вовсю крутит амуры с его женой и служанкой и тащит на чердак канистры с бензином...

Зритель начал покидать зал еще задолго до антракта. А одна дама, сидящая рядом со мной, то и дело спрашивала у своего спутника: "Что вообще происходит на сцене?". И правда, не зная подоплеки пьесы, написанной сразу же после Второй мировой, понять, что речь идет о зле, зарождающемся у всех на глазах (аллюзия на фашизм, который появился не с бухты-барахты, а с молчаливого потакания масс), просто невозможно. Кроме того, зритель оказался просто не готов к тому, чтобы принять всю эту в общем-то жесткую сатиру под непривычным для его глаза соусом гротеска и буффонады (грим главного героя, к примеру, смахивал на клоунский, как и его котелок и безразмерные туфли). При этом стоит отметить, что игра всех без исключения актеров была более чем на уровне. Нашим лицедеям явно стоит взять у своих грузинских коллег парочку мастер-классов по пластике и вокалу.