Татьяна Гнедаш: "Не любите людей? Тогда не ждите популярности"

20 июня 2014, 18:30
Одна из самых востребованных сценаристок о том, как пришла в профессию, о секрете успеха и своей репутации "педантичной зануды", подъемах в пять утра

В финале ее картин все получают по заслугам.

Автор сценариев к популярным сериалам "Маруся", "Дворняжка Ляля" и "Сашка" Татьяна Гнедаш раскрыла секреты своей репутации и успеха, а также рассказала, насколько работа мешает личной жизни.

— Татьяна, в большинстве случаев у вас, как у сценариста, получаются светлые и жизнеутверждающие истории. Но есть и исключения — например, "Стреляй немедленно!". Какой подход вам все-таки ближе как автору? И интереснее?

Реклама

— Вы знаете, у меня совсем другие ощущения. "Стреляй немедленно!" — это комедия, снятая по мотивам произведений Антона Павловича Чехова. Это самая светлая и жизнеутверждающая история из всех мной написанных. Снимался фильм в Одессе, в самом веселом городе нашей страны. На самом деле неважно, грустную историю сочиняет сценарист или веселую. Главное, чтобы получилось нескучно.

— Написанием сценариев чаще занимаются мужчины. Ваш путь в профессию был долгим?

— Сценарное ремесло "бесполое": детективы, мелодрамы, ситкомы или сценарии шоу-программ создаются без оглядки на половую принадлежность автора. И путь в профессию у разных сценаристов почти одинаковый. Сначала все в какой-то момент своей жизни начинают "заниматься сочинительством": стихи, рассказы, пьесы, блоги и прочее. Одновременно появляется желание написать что-нибудь для телевидения или кино, а такая возможность есть всегда. У кого-то получается, у кого-то нет, как и в любой другой профессии. Но терпение и труд все перетрут — проверено на себе.

Реклама

— В чем все-таки главные секреты написания успешного, востребованного сценария?

— Секрет прост: начиная сочинять историю, поймите, для кого вы ее пишете. Зрители — это живые люди, которых необходимо чувствовать, понимать, которыми надо интересоваться. Если вы не любите людей, на популярность у зрителей рассчитывать бессмысленно. Нелюбовь в ответ порождает нелюбовь, без вариантов.

— Вам легче писать, когда перед вами ставят конкретную задачу?

Реклама

— Я профессиональный сценарист, то есть зарабатываю себе на жизнь написанием сценариев. Без конкретно поставленной задачи или, проще говоря, заказа, я работать не начинаю. Но бывают минуты озарения, вдохновения, когда просто хочется записать придуманную только что историю. Со мной так бывает: я просто пишу для себя, под настроение. "Доярка из Хацапетовки" — такой случай.

— Часто ли приходится дописывать, переписывать сценарии прямо во время съемок? Сильно ли действует на нервы, когда актеры, скажем, начинают спорить и как-то вмешиваться в вашу работу?

— Все доработки сценария происходят на подготовительном периоде проекта. Когда начинаются съемки, в сценарий вносятся изменения только в исключительных случаях: актер заболел или стихийное бедствие приключилось. Мне, обычно везло с режиссерами-постановщиками и актерскими составами: только в редких случаях бывали творческие разногласия. Но у сценариста всегда есть право снять свою фамилию с титров, если он не согласен с тем, как его сценарий был экранизирован. Я несколько раз делала это. 

— Как воспитываете в себе усидчивость, дисциплину?

— Всю жизнь просыпаюсь в пять утра и первое, что делаю, — смотрю на дневное расписание. У меня репутация педантичной зануды, меня так воспитали. И меняться уже поздно.

— Насколько сильно работа отвлекает от личной жизни?

— Моя личная жизнь и работа сосуществуют настолько тесно, что конфликтов и недопонимания в семье нет. Недавно мой муж, отправляясь на длительные гастроли в Японию, настоял на том, чтобы я, наконец, взяла отпуск и поехала с ним. Вот так, впервые
в жизни, я ушла в полноценный профсоюзный отпуск и почти месяц путешествовала по Японии. Оттуда привезла море впечатлений и новый сценарий.

— Как вы считаете, будущее — за сериалами?

— Будущее за сериалами! И так считаю не только я.

— Работаете под музыку? Если да, то под какую?

— Работаю в тишине. Всегда.

— Большинство ваших историй — это прежде всего фантазия или жизненный опыт?

— Мои истории — это сказки, которые хочется сделать былью. Потому что в финале моих историй торжествует любовь и все получают по заслугам: плохие наказаны, а хорошие — наоборот.

Благодарим за помощь в организации интервью телеканал "Украина".