Сын Горбункова из фильма "Бриллиантовая рука": "Миронов и Никулин все время соревновались, кто лучше поет"

10 февраля 2014, 10:42
Дмитрий Николаев рассказал о том, как попал в большое кино благодаря собаке, почему не бросил в Миронова "бомбу" из творога, о гонораре в 110 рублей и о том, почему до сих пор не знает отчества своей экранной мамы

Реклама

— Дмитрий, вы играли в фильме Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука" сына Горбунковых — вашими родителями были Юрий Никулин и Нина Гребешкова. На экраны картина вышла в 1969-м и в этом году празднует 45-летие. Как 7-летний мальчик попал в компанию к таким звездам?

— Своим появлением в кино я обязан собаке. У моего отца был сенбернар — в 1964-м в Москве это была редкая порода. Как-то к нему на улице подошли и сказали, что снимают фильм "Сердце матери" про Ленина. Поскольку брат Ильича ничем примечательным не отличался и в основном пил горькую, то авторы придумали, что он любит собак. "Не могли бы вы предоставить нам вашу собаку для съемки?" — сказали они отцу. Так наш сенбернар попал в кино. На съемки папа меня брал с собой, чтобы я посмотрел, как все снимается. Там меня заприметили ассистенты по актерам. Дебютировал я в кино в 4 года — снялся у Ларисы Шепитько в фильме "Крылья". Моя фотография была в картотеке Мосфильма, так что кинопроб у меня не было — фото показали Гайдаю и он меня утвердил.

— Какие отношения у вас были с актерами?

Реклама

— Мы быстро наладили контакт. Люди, у которых есть свои дети, прекрасно умеют обходиться с чужими. Опекала нас Нина Гребешкова. А Гайдай, видимо, нас боялся, — все указания шли через нее. До сих пор даже отчества ее не знаю, она для меня так и осталась Ниной.

— В одной из сцен вы попадаете в лицо Миронову мороженым. Однако по официальной версии вы этого не делали, поскольку "воспитанный московский мальчик не мог позволить себе такой наглости".

— Технологически все сцены были в разных кадрах. В одном я стрелял, а в другом — попадал в Миронова. Пистолет, который мне дали, вообще не стрелял. Кидаться мороженым было невозможно, поскольку оно таяло. Из творога и молока сделали смесь, которой ассистент по актерам по команде режиссера из-за камеры бросал в Миронова. Неудачных дублей много было — он попадал куда угодно, но только не в актера. Из-за этого Миронову несколько раз меняли грим и переодевали. И его реплика "Хороший мальчик" в значительной степени относилась к этому ассистенту.

Реклама

— Вы ощущали, что Миронов — звезда?

— Он тогда не был идолом — всем носили одну и ту же еду, все жили в одной гостинице в Адлере. Не было какого-то разделения — была домашняя, демократическая атмосфера. Актеры пили сухое вино, рассказывали анекдоты. С Мироновым я особо не сталкивался — его театр сатиры был на гастролях и он мотался на самолете между съемками и выступлениями. Мои детские ощущения на площадке — воспоминания о Миронове, как об очень уставшем человеке, который только перед камерой преображался и начинал излучать другую энергию.

— А как платили юным ­актерам?

— Около 110 рублей за месяц съемок. Плюс выдавали суточные. Деньги получала мама как мой опекун. Съемки продолжались два или три месяца, поэтому нас это не сильно обогатило. С другой стороны, — не бесплатно. Не помню, на что я потратил, вроде больших покупок не делал. Родители, кстати, после съемок некоторые время дружили с Никулиным, ходили к нему в гости домой.

— С ностальгией вспоминаете об этих съемках?

— Не могу сказать, что они были большим событием в моей жизни. Мне больше запомнилось, что когда был просмотр ленты на "Мосфильме", Никулин неожиданно меня спросил: "Кто лучше пел — я или Миронов?" Оба были замечательные, но я сказал, что Никулин. Как я потом понял, между ними было соревнование по поводу того, кто лучше споет. В этом фильме у Никулина случился вокальный дебют. И Миронов никогда ранее публично не пел — изводил своим вокалом только домашних, когда распевал дома в наушниках. 

— Не жалеете, что не стали актером?

— Мне показалось, что режиссура интереснее. Хотя после "Бриллиантовой руки" я снимался во многих известных фильмах — "Шаг с крыши", "Розыгрыш". Потом работал режиссером в театре. Сейчас на радио работаю, раз в два года фильмы снимаю. Мне удалось поступить в замечательный институт ГИТИС на курс известного педагога Марии Кнебель. Со мной учился Гриша Горович, он прославился благодаря программе "Старая квартира". Сам он из Баку и когда вернулся на родину, сообщил своим: "Ребята, я поступил на курс Кнебель". Те спрашивают, кто это? Он не стал объяснять и сказал: "Со мной учится мальчик, который играл в "Бриллиантовой руке" и стрелял в Миронова". "А, — закричали они. — Теперь мы поняли, какого успеха ты добился" (смеется).