Спецрепортаж: секретные места столичной ВДНХ

13 июня 2015, 11:00
Тут снимают кино и растят 50 сортов яблок на одном дереве

Фото: Данил Павлов

Реклама

Выставка достижений нархоза — уникальное место. Уникальное хотя бы потому, что его территория (285 гектаров, из которых 160 — леса) до сих пор не распродана по частям, не поделена и остается целостной с момента создания, а это, на минуточку, 1958 год. Мало того, она просто пышет историей, а все центральные павильоны и центральный вход являются памятниками архитектуры. Корреспонденты "Сегодня" исследовали ВДНХ и узнали, как проводились выставки в советское время, что выращивают в оранжерее и садах и как выглядит сейчас таинственная "угольная шахта" тринадцатого павильона.

НАЧАЛОСЬ С ТРАКТИРА. В 1949 году подписали постановление Совмина СССР о строительстве Республиканской сельхозвыставки на месте пригородного хутора Красный Трактир. В 1952-м началось строительство, а уже 6 июля 1958 года выставка официально открылась. Проектировал ее институт "Дипгород", а оформляли лучшие художники и скульпторы.

Перед открытием Республиканскую сельхозвыставку назвали Выставкой передового опыта и достижений (местные шутили — "Выпердос"), затем она сменила множество названий: Выставка достижений народного хозяйства, Центр выставок и ярмарок Украины, Национальный выставочный центр Украины и, наконец, Национальный комплекс "Экспоцентр Украины".

Реклама

Вводный зал. "Политический" — раньше тут стоял Ленин.

"ЗВЕЗДЫ" И СТАЛИН. У фонтана мы встречаемся с Ниной Дзюбой. Она администратор павильонов и работает здесь с 1981 года. Тогда ВДНХ обслуживало 1300 человек, сейчас осталось от силы сто, а может, и того меньше.

Реклама

— Раньше здесь очень красиво было, — говорит Нина Николаевна. — Павильоны сверкали позолотой, а на территории были высажены розы. И не простые — "дуфтвольке", с бутоном красно-оранжевого цвета, победитель всех выставок по аромату. Отсюда и название — "ароматное облако". Хочу найти такие, дома посадить — и не могу. Хотя и сейчас выходишь в обед — а вокруг это великолепие, много зеленых насаждений.

Мы идем к первому павильону. Раньше он был главным, а называли его "Украина в миниатюре". Именно здесь был центр всех выставок — от каждого павильона, который курировало отдельное министерство, по чуть-чуть. Нина Николаевна открывает огромные двери. У нее в сумочке — массивные связки ключей, по семь-восемь на одной.

"Звездное небо". Тут висели земной шар и спутник, но износились.

— Бывает и по три ключа, и по одиннадцать. Нас трое, администраторов, в павильонах никто не сидит, вот и приходится носить с собой.

В главном павильоне прохладно. Во вводном зале, сразу напротив входа — флаг Украины, по бокам — гобелены, изображающие счастливую жизнь советских крестьян, рабочих и революционеров.

— Этот зал был "политическим", здесь стоял Ленин, увешанный флагами СССР и УССР, играл гимн. А посмотрите на купол.

Мы послушно смотрим. Своды высокие, по центру — круглое отверстие, затянутое синей материей.

— Это имитация звездного неба, раньше там висел земной шар, возле него — два космонавта и спутник. Потом, правда, это пришло в аварийное состояние, пришлось снять. А вместо центрального фонтана по проекту должен был стоять памятник Сталину — только в последний момент внесли изменения.

Валентина Николаевна. Работает с растениями с 1970 года.

Вокруг вводного зала — круг, где раньше располагалась экспозиция. Приблизительно по тому же принципу построены все павильоны, люди видели центр, смотрели на передовиков производства на досках почета и шли знакомиться с экспозицией.

Ни одного одинакового павильона на ВДНХ нет — каждый выглядит по-своему, от внешнего вида до внутреннего убранства. Мало того, первоначальное назначение помещений легко узнается: стены каждого отображают то, что находится внутри. На павильоне животноводства— женщины со свиньями, барашками, коровами и козами. На зерновом — колосья и кукуруза. Даже люстры в зерновом павильоне напоминают колоски.

— Вскоре у нас появится музей ВДНХ, в одной из ротонд. Идея старая, но реализовывать ее взялись только сейчас.

Между тем, становится уже холодно. Мы выходим на улицу. Нина Николаевна смеется:

— Сотрудников выставки легко узнать на остановках транспорта, они одеты теплее: стены тут толстые, внутри павильонов холодно,  — и тут же становится серьезной. — Но вот зимой — проблема. Мы не можем отапливать все павильоны, только два —второй и пятый.

Узенькие лестницы. Помещения для персонала — крохотные.

Этим двум павильонам повезло потому, что в пятом — главное административное здание "Экспоцентра", где работают все сотрудники, а у второго — малая площадь окон, поэтому прогреть его легче, чем все остальные. Последствия видны в четвертом павильоне, где раньше располагалось "Земледелие и агролесная мелиорация": после шести лет без отопления чугунные трубы попросту полопались. В десятом павильоне мы видим небольшую узенькую лесенку, ведущую куда-то наверх.

— А это лестница к административным кабинетам, — объясняет Нина Николаевна. — Упор делался на огромную выставочную площадь, а для персонала оставались узкие проходы и маленькие кабинетики.

Я пробую пройти по лестнице и убеждаюсь: разминуться на ней могут только очень худощавые люди, не говоря уже о том, чтобы переносить мебель.

Оранжерея. Внутри растут пальмы-ровесницы ВДНХ, лимонное дерево, апельсин, фейхоа.

ОРАНЖЕРЕЯ. На территории растут яблоки, груши, вишни, черешни, сливы. Внутри — лимонное дерево, пальмы, фейхоа. Там же работает Валентина Воронина, она занимается всем этим еще с 1970 года, почти 45 лет.

— Главная задача — образование подрастающего поколения. Мы показываем, как правильно ухаживать за разными растениями, потому что сейчас люди привозят что-то, сажают, а оно у них не растет, — говорит Валентина Николаевна. — Все это — настоящий кладезь того, что сейчас называют ландшафтным дизайном, а раньше звали просто зеленым строительством. Вот, скажем, кулиса деревьев вокруг — все же подбиралось точно, со знанием того, как это будет выглядеть через пять или десять лет, так, чтобы оно играло в любое время года. В зимнем саду растут лимоны, апельсин, мандарин, лавровый лист, фейхоа. Цитрусы эти с 60-х годов здесь растут. Еще есть пальма — ровесница оранжереи. Правда, некоторые растения вымерзли, ведь с отоплением здесь плохо, стены закрываем, стволы затягиваем, печку жжем.
По сути, оранжерея держится на энтузиазме Валентины Николаевны. Она здесь знает все — и как правильно ухаживать, и как печку топить.

Печка в "тропиках". Отапливают зимой только дровами.

— Мне кочегары сейчас говорят: нельзя дрова положить, как вы говорите. А я им — иди да посмотри. Они же, как грубу, топят только в начале, а надо дрова по всей печке разместить. Правильно заложенная печка будет 6—7 часов гореть...

Мы выходим на улицу, Валентина Николаевна показывает на маленькие, по колено, кусты.

— Это яблони для Крайнего Севера. Они выведены так, чтобы на зиму полностью снегом покрывало. А еще есть две уникальные яблони, там на каждой ветке разные плоды. Всего сортов 50 прищеплено. А вокруг, оглянитесь, — ландшафтный фрагмент, пейзажный фрагмент, фрагмент регулярного парка.

УГОЛЬНАЯ ШАХТА. По дороге к тринадцатому павильону встречаем дуб, который посадила Маргарет Тетчер в 80-х годах. Сам павильон выглядит неказисто — обычное квадратное стеклянное строение. Сворачиваем направо, а там толстая тумба, вокруг которой змеится дорожка. Она поднимается вверх, к лифту, и опускается вниз, в саму шахту.

— Раньше в лифте была имитация спуска, бежала лента по окошку, как будто сменялись слои земли. Сейчас он не работает, — говорит Дзюба.

Клеть. Сюда заходила вагонетка с углем для подъема наружу.

Мы спускаемся вниз, там холодно и сыро, от экспозиции почти ничего не осталось, лишь рельсы для тележки да сами стены, имитирующие штрек. А ведь раньше здесь показывали все методы и все стадии добычи угля.

— Такая шахта была одна во всем Союзе. В Москве был "Космос", у нас — "Уголь". Тележка катилась по рельсам и становилась в клеть. Все, как в настоящей шахте, только, разве что, попрохладнее. Но с тех пор чего тут только не было — и кино снимали, и "Битву экстрасенсов", и даже лук выращивали...

В кино на ВДНХ, между прочим, снимался сам Эмир Кустурица — в фильме "Прощальное дело". Режиссеру Кристиану Кариону не дали снимать в Москве, поэтому он решил заняться делом в Киеве. И выбрал "Экспоцентр" одной из съемочных площадок.

Штрек. Где-то там впереди есть запасной выход из шахты.