Школьный стресс: ребенку нужны прогулки, сон, друзья и ваша поддержка

1 сентября 2011, 09:34
Школа — новый ответственный рубеж в жизни ребенка и, к сожалению, начало этого пути не всегда проходит гладко.

Совет. Разговаривайте с ребенком по душам и давайте ему витамины, фото "Сегодня"

У большинства первоклашек в течение разного времени наблюдается т.н. школьный стресс. И удивляться этому не стоит. Ведь период, когда дети идут в первый класс, выпадает на 6—7 лет, а это время очередного возрастного кризиса. Сейчас происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения. Меняется и характер: в начале кризиса малыш "регрессирует", а затем делает резкий "рывок" в развитии вперед. Теперь понятно, что если такую "ломку" наложить на важную миссию первоклассника, детям и их родителям становится не сладко. О том, какие сюрпризы может преподнести "школьный стресс" и как пережить этот новый, сложный период в жизни ребенка, мы говорили с детским психотерапевтом центра ALTERA Людмилой Баталиной.

1. СТРАХ. Если ребенок начинает бояться спать самостоятельно, мочить кровать или у него появляются тики, заикания, значит, дело не обошлось без сильного страха. И чаще всего причиной становится крик или наказания учительницы. Обязательно узнайте у ребенка, как она разговаривает, и поговорите с мамами одноклассников, чтобы подтвердить информацию. Если учительница действительно повышает голос, для начала попробуйте объяснить ребенку, что так она выражает эмоции и зла им не желает. Педагога попросите хотя бы объяснять детям, почему она на них кричит. Если это не поможет, надо менять учительницу или школу, а ребенка необходимо показать неврологу и психотерапевту.

Реклама

2. БОЙКОТ. Начнем с хорошей новости: в первом классе изгои меняются как перчатки, и ребенок, которого категорически не воспринимал коллектив вчера, может стать любимчиком завтра. Все в руках родителей. Во-первых, уговорите ребенка не унывать и начинайте действовать. Поговорите с учительницей, объясните ситуацию и попросите ее чаще хвалить ребенка, давать ему ответственные задания, назначить, например, старостой класса. Это улучшит его имидж в глазах одноклассников. Во-вторых, поговорив с ребенком, выясните, чем интересуются его одноклассники. Возможно, все играют с какой-то игрушкой, которой у вас нет. В таком случае лучше ее купить. Также можно предложить ребенку пригласить несколько одноклассников домой и устроить чаепитие или сводить всю компанию, например, в зоопарк. Если все эти ухищрения не изменят ситуацию, значит причина в самом ребенке (в его поведении), и проблему нужно решать совместно с психологом.

3. УСТАЛОСТЬ. Для некоторых детей школьная нагрузка оказывается просто непосильной (из-за возраста или особенностей нервной системы). Такие ребята уже через 15 минут теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Вы можете заметить, что ребенок быстро устает и рано ложится спать. Помочь первоклашке можно, изменив его режим дня. Отмените все кружки и секции в течение первого года обучения. Следите, чтобы в 21.00 ваш ребенок уже отдыхал, и обязательно старайтесь забрать его со школы до дневного сна (не оставляйте на продленку). Помогайте ему с уроками, и, конечно, обязательно ежедневно гуляйте на свежем воздухе. Если это не помогает, поговорите с учительницей об одном "выходном" в неделю, когда вы будете просто заниматься дома. А у вашего педиатра спросите о дополнительном приеме витаминов и микроэлементов.

Реклама

4. ПРОТЕСТ. Как правило, протестующие против чего-то малыши становятся агрессивными: они непослушны, нарушают дисциплину на уроке, на перемене, ссорятся с одноклассниками, мешают им играть, отказываются идти в школу, ломают игрушки или школьную канцелярию и т. д. Так первоклашка выражает протест новой системе и родителям. Важно выяснить, с чем это связано. Во-первых, сами поинтересуйтесь у учительницы об отношениях ребенка с одноклассниками, о том, как он ведет себя на переменах и на улице. И помните, что ребенка нужно поддерживать в любой ситуации и напоминать, что вы хотите ему помочь. Даже если учительница отчитывает перед вами чадо, не спешите тягать его за ухо перед всем классом и становиться на сторону педагога. Молча выслушайте ее точку зрения, поблагодарите и скажите, что обязательно выясните все дома. Чтобы разобраться в ситуации, вы должны выслушать и мнение ребенка, а если вы унизите его прилюдно, он может перестать вам доверять. А учительницу попросите в следующий раз ругать вашего ребенка наедине. Дома спокойно объясните ребенку, что он — часть коллектива, в котором есть свои законы. Например: "Понимаешь, в школе не принято вскакивать, если ты знаешь ответ. Нужно просто поднять руку. Пойми, это такие правила, и их нужно соблюдать всем".

5. ЗАМКНУТОСТЬ. Некоторые первоклашки начинают замыкаться, часто плакать, краснеть, теряться даже при малейшем замечании учителя. Главная задача родителей — ежедневно расспрашивать ребенка о том, что происходит в школе, как изменилась его жизнь, комфортно ли ему сейчас. Спросите о его соседе по парте, об их отношениях, о "хороших" и "плохих" по его мнению, ребятах в классе, о обеде в столовой. Даже в таких, казалось бы, мелочах, может раскрыться причина проблемы. Узнав ее, попытайтесь совместно с ребенком найти выход (например, попросив учительницу пересадить). Если малыш категорически не хочет рассказывать, попробуйте выведать информацию с помощью историй из своей жизни. Скажите: "А знаешь, когда я пошла в школу, у меня были проблемы…". И наведите парочку разных примеров. Возможно, это позволит малышу разговориться.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.

Реклама

Екатерина, 30 лет, Киев:

— Мой сын пошел в школу в полных 6 лет, после специализированного детского сада, где малышей усиленно готовили к школе. Воспитатели считали Максима одним из самых способных ребят в классе и всячески его хвалили. Собеседования при приеме в школу мы прошли без проблем. Они начались через две недели после начала занятий. Сын стал неузнаваем, и в то, что рассказывала о нем учительница, нам сложно было поверить. Макс не мог терпеть, когда отвечал кто-то из одноклассников и тем более когда кого-то хвалили. Он ложился головой на парту и говорил, что хочет умереть. А потом на перемене "мстил" умникам. Мы взволновались не на шутку. Учительница посоветовала нам обратиться к детскому психологу. Специалист, проговорив с Максимом час, дала такое объяснение: в садике на него повесили ярлык лидера, и эта корона сейчас очень мешала ребенку объективно оценивать происходящее. Среди 20 учеников в классе было еще как минимум 10 очень сильных и хорошо подготовленных ребят. Вот этой конкуренции ребенок и не выдержал. Психолог совместно с Максимом нашла его самые сильные стороны — отличную дикцию, скорочтение, логику и научила уважительно относиться к талантам и умениям других. Уже спустя месяц сын нашел для себя хороших друзей-одноклассников.

Комментарий психотерапевта:

Эта история — пример протеста (в данном случае ребенок отказывался признавать успехи других) и отсутствия адекватной самооценки. Воспитатели и родители (которые поощряли это) сыграли с Максом плохую шутку. Для родителей их ребенок самый лучший, но он не должен воспринимать это буквально. Ребенок должен четко понимать, за что его похвалили, и знать свои слабые места. Также нужно интересоваться успехами его друзей и говорить хорошие слова и в их адрес.