Секреты телешоу: как пишутся сценарии

18 декабря 2013, 17:35
В "Зважених та щасливих" пытались побить автора выпуска, а в "Битве хоров" режиссируют любовь

Банда «Дизель». Ведущие и сценаристы юмористического шоу «Путевая страна». Из архива «Банды Дизель»

Украинцы уже привыкли к многочисленным реалити-шоу, талант-шоу и юмористическим передачам. Но мало кто знает, что для удачного эпизода нужны не только яркие герои, но и хороший сценарий. В интервью украинскому арт-журналу мировой сценарный гуру из Америки Линда Сегер сказала: "Считается, что сценарист — нахлебник, который левой ногой быстренько накатал забавную историйку, да еще, наглец, требует за это огромные деньги. Становится модным кардинально менять авторский замысел, характеры героев. Профессия сценариста постепенно теряет уважение... Но я уверена в одном: какой сценарий — такой и фильм". Мы решили разыскать наших ТВ-драматургов и выяснить, действительно ли они получают "огромные" деньги и насколько востребованы в нашей стране сценаристы.

СЕРИАЛЬНАЯ БАНДА: "СЦЕНАРИСТА ЖДЕТ БЕЗДЕНЕЖЬЕ, ПОТОМУ МЫ ЕЩЕ И АРТИСТЫ"

Реклама


Крутоголов в роли кассирши, Бережок — буфетчица Нина и Гашенко — диспетчер Ирина. Из архива "Банды Дизель"

"Банда Дизель", в которую входят бывшие кавээнщики Егор Крутоголов, Евгений Гашенко и Александр Бережок, работают и актерами, и сценаристами в юмористическом сериале "Путевая страна" на телеканале ICTV. Главный из "Банды" — Егор Крутоголов — считает, что только сейчас настало время сценаристов, поскольку "зрители задумались, наконец, о качестве контента". Но участь авторов в Украине непроста. "Чтобы вырос правильный сценарист, он в начале должен писать, писать и писать, — уверяет Егор. — И лишь лет через 10 такого труда можно будет говорить о том, что сценарист родился. Люди, которые хотят стать на эту стезю, должны понимать: сначала их ожидает безденежье и долгие поиски спонсора, способного оплатить то, что они создали. Именно поэтому многие наши сценаристы, в том числе я, работают и как артисты. Конечно, материально выгоднее написать сценарий полнометражного фильма. Но среди украинцев таким почти никто не занимается. А в сериале за одну серию можно получить от $2000 до 5000". 

По словам Крутоголова, сценарист живет в воображаемом мире, о котором пишет, он летает в облаках, не замечая близких. К примеру, играть с ребенком и писать сценарий, невозможно. К тому же сценаристы — народ своеобразный: "Я много раз видел, как сценарист может с серьезным видом выслушать самую веселую шутку и лишь через несколько минут сказать: "Было смешно".

Реклама

Егор убежден, что писать комедии — сложнее всего. "Чувство юмора — врожденное, но развивать его можно. Например, читать анекдоты и смотреть комик-шоу. Конечно же, нельзя обойтись без опыта публичных выступлений. Ставить опыты на домашних и собаках недостаточно. Главное — рассмешить конкретных людей", — заверил нас актер.

СКЕТЧ "ВИТАЛЬКА": "ПИШУ О ТОМ, ЧТО МНЕ БЛИЗКО"


Виталька. Украинцы полюбили смешного персонажа. Из архива Гарика Бирчи

Реклама

 "Прівєт. А можна з тобою не токо познакомиться?" — фраза Витальки из одноименного сериала на телеканале "ТЕТ" стала уже крылатой. Принадлежит она перу самого Витальки, которого создал и воплотил актер Comedy Club Гарик Бирча. "Я решил соединить две профессии, потому что научиться писать смешно и шутить в целом можно, а вот достойно воплотить, смешно сыграть то, что написано в сценарии, способен не каждый актер. Потому проще писать для себя, под свой типаж, свою манеру. Хорошо, что я не страдаю раздвоением личности. Потому конфликтов с самим собой у меня нет", — смеется герой.

Чтобы рассмешить других людей, убежден Гарик, нужно писать о том, что тебе близко: только так люди поверят. Также важно всегда разделять аудитории, для которых ты шутишь. "Как правило, людей, которые выше по статусу, нужно удивлять, — говорит юморист. — Они вряд ли будут смеяться над простыми шутками. Им подавай юмор, приближенный к их жизни. Например, о финансах. Даже черный юмор имеет место быть, но должна быть подготовленная аудитория: люди ночной жизни или искушенные обычным юмором". По словам Гарика, есть в юморе и запретные темы. Например, лучше не шутить о болезнях или несчастных случаях.


В реальной жизни Гарик скромный. Из архива Гарика Бирчи

По мнению Бирчи, проект "Виталька" полюбился украинцам из-за образа главного героя: "Не скажу, что Виталька — удивительный персонаж, которому нигде нет аналогов. Просто он получился аутентичным, нашим, близким многим". "В сценарии могу использовать, например, фразу таксиста, с которым когда-то ехал. Причем сохранить его акцент,  — смеется Гарик. — И если съемочная группа засмеялась, значит — в точку!" Актер говорит, что несмотря на свой комичный образ, в жизни он скромный. "В нашей стране много талантливых сценаристов, но большинство из них уезжают в Россию. Если бы наш труд ценился выше в Украине, уверен: такого оттока талантливых кадров не было бы", — сетует Гарик.

РЕАЛИТИ-ШОУ: МЕЖДУ КОНФЛИКТОМ И ЮМОРОМ


Шеф-редактор "Меняю жену": "К реалити зрители уже привыкли". Из архива Е. Кричковской

 "Сценарий в большинстве ТВ-шоу не востребован — живая эмоция и неожиданный поворот всегда интереснее, — уверена шеф-редактор проекта "Меняю жену" на телеканале "1+1" Елена Кричковская. — Если прописывать заранее сюжеты, то получается искусственная постановка с горе-актерами".

По ее словам, впервые документальное реалити на украинских экранах появилось лет 6 назад. За это время зрители привыкли к такому жанру и теперь ждут чего-то нового.

Главная сценарная и редакторская работа в шоу состоит в том, чтобы заложить некий конфликт и подобрать персонажей-антиподов. Например, в проекте "Меняю жену" редакторы, исполняющие роль сценаристов, всегда подбирают семьи со своими устоявшимися взглядами на жизнь, и выводят эту "разность" на первый план. "Мы берем кардинально разных героев, — говорит девушка. — Например, многодетную женщину, которая долго была в декрете, и мечтает о собственном бизнесе, но не знает, с чего начать, меняем с успешной бизнес-леди, у которой нет детей. Они многому могут научить друг друга, несмотря на возможные конфликты. Кстати, ссоры участников часто заканчиваются шутками. Украинцы, по большому счету, — люди добрые и отзывчивые. Им сначала тяжело впускать в свою семью чужих, но через неделю-две они ведут себя доброжелательно".

По словам Елены, после проекта многие семьи продолжают дружить. "Иногда даже удивляемся, что может быть общего у этих людей? В позапрошлом сезоне была у нас верующая семья из Западной Украины и стриптизер из Кривого Рога. По всем прогнозам, этот обмен должен был получиться очень конфликтным. Морально мы готовили и одну, и другую семью. Но они настолько сдружились, что даже после проекта ездили друг к другу в гости", — рассказывает Кричковская.

"ЛАЙВЫ": УЧАСТНИКИ ИНОГДА МСТЯТ СЦЕНАРИСТАМ


Главный сценарист "Взвешенных". "Жизнь — это лучший сценарий". Из архива Н. Щербина
 

"Сценарист и режиссер — как мама и папа программы, продумывают все, что будет происходить с героем: конкурсы, искушения, конфликты — все, что мы называем "лайвами", — делится главный сценарист реалити­-шоу "Взвешенные и счастливые" на телеканале "СТБ" Наталья Щербина.  — Также сценарист должен уметь моментально реагировать на происходящее, ведь мы не прописываем роли и диалоги участников. Например, во втором сезоне одна пара поженилась. Эта любовь не входила в наши планы, но мы "плыли по течению" и разожгли эту искру. Частенько бывает так, что приходится требовать от участника какой-то эмоции, слез. Это жестоко, но я понимаю, что так нужно для проекта. Потому всегда с героями держу дистанцию". 

Иногда участники проекта недолюбливают сценаристов за то, что они придумывают слишком сложные конкурсы, из-за чего те мерзнут, переступают через себя, а иногда и плачут. Потому нередко герои мстят своим "обидчикам". "В третьем сезоне у нас был очень экспрессивный участник Андрей, который пришел к нам с весом за 200 кг, — рассказывает Наталья. — Он невзлюбил стройного и высокого сценариста Женю. Во время испытания, в котором участники пролезли под колючей проволокой по грязи, Андрей с грозным видом направился к Жене. Сценарист бросил все бумаги и кинулся прочь от разгневанного героя. Общими усилиями удалось вернуть Андрея в кадр и избежать драки. Всякое бывает, но после проекта участники, скинув не один десяток килограммов, нам говорят "спасибо".

СОЦИАЛКА: РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДСКАЗУЕМ


Дарья. Не раз плакала вместе с героями. Из архива Д. Майбороды

Руководитель реалити-шоу "Дорогая, мы убиваем детей" на телеканале "СТБ" Дарья Майборода долгое время работала сценаристом в этом проекте. Его герои — семьи, в которых детское непослушание переходит все границы. А задача сценариста — продумать план изменений, которые могут помочь родителям справиться с неуправляемыми чадами. "Дальше мы наблюдаем, как эти правила влияют на жизнь семей, — говорит Дарья. — В 70% случаев нам удавалось спрогнозировать результат". С каждой семьей редактор и сценарист работают 1,5 месяца, но и после проекта интересуются судьбой героев.

"Бывают истории, которые имеют и негативные финалы. Зачастую из-за нежелания родителей меняться, — рассказывает Майборода. — Например, в одной семье у мальчика была компьютерная зависимость. Он материл своих родителей, бился в истерике, когда те пытались ограничить время его пребывания за монитором. И эта история не закончилась хеппи-эндом. А все из-за матери, которая не захотела идти нам навстречу".

Но бывают и совершенно неожиданные повороты. "В одной семье мама больше любила своих 11 собак, чем пятерых детей, которые вечно бегали голодные и грязные. Но в итоге она осознала свои ошибки. Сейчас родила шестого ребенка, а собак осталось трое", — рассказывает девушка.

По словам Дарьи, в подобных социальных проектах без участи сценариста не обойтись, хотя многие телеканалы экономят на этой должности. "Без сценариста, который должен еще и хорошо разбираться в психологии людей, герои не смогут даже раскрыться перед камерами. И, соответственно, реалити проиграет в качестве", — уверяет девушка.

Кстати, по данным "Сегодня", в среднем украинский сценарист за свою работу получает 6—10 тысяч гривен в месяц. Зарплата зависит от количества выпусков, над которыми он работал.

ТАЛАНТ-ШОУ: "СЦЕНАРИСТ ДОЛЖЕН РАСКРЫТЬ ГЕРОЯ"


"Битва хоров". Сценаристы с участниками шоу находятся круглосуточно. Из архива Д. Майбороды

Наталья Сукач — не только сценарист, но и креативный продюсер проекта "Битва хоров" на телеканале "1+1". По ее словам, в талант-шоу используются сценарные планы, а не полноценные сценарии. "В нашем проекте, кроме написания текстов для ведущих и порядка выступлений хоров, больше ничего не пропишешь, — говорит креативный продюсер. — Остальное зависит от выступлений участников и оценок судей. Мы можем прогнозировать, что хор окажется самым слабым, а в итоге — он порвет зал".

Наталья убеждена, что талант-шоу пользуются популярностью у украинцев благодаря своей социальности. "Наши люди любят сопереживать, ставить себя на место героев, вместе с ними плакать, — делится девушка. — Потому сценарист должен суметь раскрыть героев. Для этого с ними нужно практически жить вместе, дежурить на репетициях, постоянно пытаясь уловить какой-то важный момент. Мне не раз приходилось настраивать себя на одну волну с участником, плакать вместе с ним. Я не актриса, и потому по щелчку не могу заплакать. Приходится каждый раз открываться. Хотя нужно в определенный момент для себя понять, что в первую очередь — работа, а чувства потом".


Наталья. "Приходится открываться перед участниками". Из архива Н. Сукач

По словам Натальи, самые зрелищные и трогательные моменты проекта никогда не спланируешь заранее, так что в ход идет импровизация. "Я до сих пор не могу забыть, как 17-летний мальчик из хора Наташи Карпиенко признавался в любви 16-летней девочке из хора Златы Огневич. Ему весь хор помогал. Они сделали трогательную постановку в парке, сплели зонты как символ любви. Плакали все: участники, эта девочка и даже съемочная группа, включая меня. Вот такие сценарии не пропишешь, их рождает сама жизнь. Мы просто подчеркиваем и доводим до совершенства", — говорит Сукач.