Секреты рекламной кухни: как снимают ролики и какие хитрости используют, чтобы привлечь внимание

7 ноября 2015, 09:15
Мясо мажут гуталином, ловят солнце в гаффер-гласс и верят в силу семечек

Как мы рекламу снимали. / Фото: Анатолий Бойко

Переключая каналы телевизора, мы каждую секунду сталкиваемся с десятками рекламных роликов. В одном красивая женщина в идеальном платье предлагает нам купить аппетитный продукт или хвастается эффектом от того или иного средства, на другом счастливая семья поедает ароматный суп... На деле же 30 секунд красивой картинки — результат суточного труда сотни работников специальной продакшн-студии. "Сегодня" поработала ассистентом на съемочной площадке одной из крупнейших продакшн-студий Украины — Family Production. Мы узнали, кто такие фудстилисты, зачем нужны на площадке рации, как узнать, когда закончится дождь, как охотятся за типажами, чем в кадре заменяют пиво и молоко, что такое гаффер-гласс и много других хитростей рекламной кухни.

СЕКРЕТЫ СЪЕМОЧНОГО ПРОЦЕССА: вместо пива — сок, вместо молока — клей и платье на клипсах

Реклама

Съемки еды обычно не обходятся без фудстилистов — людей, которые делают еду в кадре аппетитной. Оказывается, далеко не все продукты могут выдержать 12-часовые съемки и жар от прожекторов и сохранить при этом товарный вид. У фудстилистов в арсенале всегда есть паяльная лампа для быстрого запекания блюд, глицерин и кисточки — для придания свежести морепродуктам, коричневый крем для обуви — чтобы имитировать свежезажаренное мясо. Если в кадре красиво льется молоко, то, скорее всего, это разведенный клей ПВА (настоящее молоко тут же скисает), а видя в кадре красивую шоколадную конфету, знайте: на самом деле она размером с внушительный кулак и сделана из пластика. 

Чтобы куриная грудка в кадре была пышной, в нее шприцем вводят картофельное пюре, а для аппетитного блеска вскрывают лаком. Чтобы кусочки овощей не тонули в супе, на дно тарелки помещают желатин и уже на него красиво выкладывают содержимое.

Не стоит обманываться и при виде здоровых волос в рекламе шампуней и ослепительной улыбки в рекламе зубной пасты: на самом же деле волосы моделей в кадре обильно поливают аэрозольным блеском, а лучезарную белизну зубов дизайнеры рисуют на компьютере. 

Реклама

Нередко рекламный ролик снимают до того, как утвержден окончательный дизайн упаковки. Тогда снимают любой продукт, подходящий по форме, брызгают на упаковку антибликом — и снимают нужную картинку. А новую упаковку уже позже подставляют на компьютере.

Один из самых популярных рекламных продуктов — пиво. В кадре мы видим холодный бокал, покрытый инеем и испариной, в котором плещется янтарный напиток с густой пеной. В реальности же красивую испарину распыляют из аэрозоля, а пену создают отдельно — из стирального порошка или хозяйственных средств. Ее взбивают венчиком, а уже потом красиво выкладывают в стакан. Настоящее пиво тоже снимают редко — вместо него наливают чай или яблочный сок. Иней же имитируют с помощью обыкновенной соли и лака для волос.

Каждая съемка не обходится и без стандартных спецэффектов: если в рекламе идет дождь — значит, за кадром стоят минимум три поливальные машины, а если снег — вентилятор распыляет бумагу, пластик и порой даже пепел. А вот если на героине идеально сидит платье — наверняка сзади оно закреплено специальными заколками.

Реклама

Озвучка ролика. Записывается отдельно и позже накладывается на изображение.

Режиссеры. Снимают десятки дублей на каждой локации.

Все необходимое — всегда с собой.

СЪЕМКИ: маникюр и "глаз" для неба

"Ну кто так одевается на съемку? Не лето же! — окинув взглядом мое осеннее пальто, строго произнесла с порога администратор площадки Галина Юрьевна. — Ладно, бери свой стакан и быстро за мной!".

Мне быстро вручили порцию горячего кофе, и уже через секунду я оказалась в самой гуще рекламных событий. Зрелище впечатляющее: раннее утро, десятки людей за считаные минуты сооружают съемочную площадку в самом сердце еще сонной столицы. Каждый занят своим делом: осветители устанавливают прожекторы, стилисты одевают актеров, постановщики устанавливают декорации, операторы настраивают камеры, кэйтеринг готовит еду, кастинг-директор пересчитывает массовку, режиссер раздает указания съемочной группе.

Одеты все так, будто готовились к отправлению в Антарктиду: лыжные куртки, несколько свитеров "капустой", шапки, рукавицы и ботинки на меху. "Рабочий день может затянуться до завтрашнего утра, у нас пять локаций — и все на улице. Надо одеваться, как спортсмены-скалолазы", — поясняет Галина Юрьевна. После того как подготовка завершилась, мне доверили работу ассистента на все руки. "Все новички в профессии с этого начинают. Твоя задача — выполнять любые поручения", — объяснила мне генеральный продюсер Анастасия Буковская. Из арсенала ассистента я получила фирменный бейдж и рацию: по бейджу определяется, являешься ли ты членом съемочной команды, а соответственно — будут ли тебя кормить, а рация — средство связи с другими членами команды. "Мы бываем разбросаны на 500 метров друг от друга, — поясняет Галина. — Рация дорогая, стоит почти $300. Потому на каждой — наклейка с именем владельца".

Спустя пару минут после долгожданного "Мотор!", я получаю первые два задания: убрать прохожих из кадра и подержать отражатель, пока осветители не принесут стенд. С прохожими удалось справиться быстро, а вот держать огромную пластину из пенопласта нелегко — руки устают. Рядом стоял главный осветитель Ярослав: он приложил к глазу странное стеклышко и задумчиво посмотрел на небо. "Это гаффер-глаз. Он нужен для того, чтобы понимать, через сколько минут уйдет туча с солнца, то есть сколько там ждать до съемки", — объяснил Ярик.

После десятка отснятых дублей режиссер скомандовал менять локацию. Собрав все обратно в грузовики, мы отправились на новое место — стройку. И тут все заново: звук хлопушки, десятки дублей, директивы режиссера... Изюминку добавляли постоянные интересные задания: тут мне пришлось искать малиновые нитки для порвавшегося костюма, распечатывать талоны на еду для массовки и даже перекрашивать в другой цвет ногти актрисе! Проехавшись еще по трем локациям, мы услышали заветное: "Всем спасибо! Съемка окончена!" от второго режиссера и отправились пить шампанское.

Рации. Каждой присвоено имя владельца, а стоит она около $300.

Съемочная команда. Работает без перерывов на отдых и сон.

Массовка. Отбирают заранее и платят от 100 грн за съемку.

РЕКЛАМНАЯ КУХНЯ: иностранцы и приметы

По окончании съемок о тонкостях рекламного бизнеса нам рассказала генеральный продюсер Family production Анастасия Буковская. "Создание обычного 30-секундного ролика — сложный творческий процесс, на который уходит несколько дней, без сна и перерыва на отдых", — говорит она.

Среди клиентов наших украинских рекламщиков — немало иностранных компаний. "В основном заказчики из Британии, Ирландии, Франции, Казахстана, Беларуси, Польши, Азербайджана и, уже реже, РФ, — рассказывает Анастасия. — К нам едут снимать ради сервиса и экономии: качество на европейском уровне, а из-за девальвации гривни съемки обходятся дешевле. Если до 2014-го соотношение иностранных клиентов к нашим было 40/60, то сегодня это 60/40". Нередко приходится и самим отправляться на поиски клиентов за границу: так, рекламщики ежегодно ездят на Каннский фестиваль рекламы — заводить новые знакомства и презентовать свой продакшн.

Клиентом в данном случае является не производитель товара, как многие думают, а рекламное агентство, которое его обслуживает (оно же придумывает концепцию и содержание ролика). "Наша задача — создать рекламу, учитывая все пожелания и конечного клиента, и их креативной группы. В первую очередь мы находим режиссера, а потом, уже вместе с клиентом, проговариваем нюансы. Режиссеров тоже часто привлекаем из-за границы — тут все зависит от бюджета", — говорит Анастасия.

Обычно на съемочной площадке находится 50—70 человек: работники продакшна и актеры. "В среднем съемочный день длится 12—14 часов. Но если съемка сложная, например много переездов, то, бывает, работаем и сутки", — говорит генпродюсер. Весь процесс делится на три этапа: пре-продакшн (подготовка: кастинг, поиск локаций, реквизита и прочее. — Авт.), непосредственно съемка и пост-продакшн (монтаж ролика, цветокоррекция, озвучка, мастеринг — передача готового ролика клиенту и на каналы).

За долгие годы работы на съемках нередко приходится понервничать, признается Анастасия: "Один раз мы снимали ролик в Крыму, на вершине Ай-Петри, еще до аннексии. За день до этого на горе начался пожар, и власти запретили въезжать на гору: по серпантину могли ездить только пожарные машины. Перенести съемки было невозможно, и после сложных переговоров нам все же разрешили снимать. Но на этом проблемы не закончились: к обеду начался ливень и ветер! Актеры были в летних нарядах, и их пришлось постоянно греть, сушить. А через нескольких часов еще и гипсокартонная декорация начала раскисать: пришлось снимать со скоростью света, пока она не упала. Но все закончилось хорошо: сняли вовремя, и без ущерба природе и здоровью". Кстати, чтобы предотвратить форс-мажоры, у ребят есть свои приметы: если идет дождь — нужно положить на тарелку скрещенные приборы, и он закончится. А плохой приметой считается есть семечки на площадке — все пойдет наперекосяк.

Оперативная съемка в движении.

Гаффер-гласс изучает тучи.

Отражатель выравнивает цвет.

КАСТИНГИ: байкеры, тройняшки и дреды

Когда мы смотрим на идеальных героев рекламного ролика, многие и не подозревают, что за ним стоит целая команда профессионалов, во главе которой — кастинг-директор, благодаря которому в кадр попадают "нужные люди". Именно он выбирает персонажей, вызывает их на кастинг, делает тестовые съемки под задачу режиссера и окончательный выбор. "Тут играет роль возраст и приятное лицо, но главное — нужный типаж. Потому что бабушка в рекламе лекарств должна выглядеть действительно заботливой, а ребенок в рекламе соков — действительно счастливым", — поясняет кастинг-деректор Алена Кулешова.

У нее есть своя база людей на любой вкус: профессиональные актеры, модели, танцоры, певцы и ведущие. Но может прийти менеджер среднего звена — и пройти кастинг. "Таких обычно выбирают под нестандартные съемки — например, красивые руки для рекламы крема. А помню, был случай, когда мне поставили задачу найти настоящего байкера, но с актерской внешностью. Пришлось проводить вечера в байкерских барах", — вспоминает Алена. Такой прием называется стрит-кастинг, когда интересные типажи приходится искать в буквальном смысле везде. "Однажды нам понадобились 6-летние мальчики-тройняшки. Мне пришлось неделю шерстить детские комнаты в торговых центрах, посещать клубы близнецов в сети и даже вылавливать их просто на улицах! В итоге на роль выбрали двух близнецов и похожего на них мальчика".

Но есть и более простой способ попасть на экран: принять участие в массовке. Правда, платят тут меньше, да и в кадре вас не будет видно. "Оплата массовки в среднем стартует от 100 грн за съемку, в то время как актеры могут зарабатывать от 4000 грн", — поясняет кастинг-директор. По ее словам, не обходится и без казусов: "Моя святая обязанность — проконтролировать, чтобы актеры проснулись на съемку. Бывает, звоню, а они еще где-то кутят, — улыбается Алена — А однажды выбрали парня из-за дредов, а он пришел на следующий день... лысым! Сказал, что дреды не имеют товарного вида. Пришлось менять актера".