Савва Либкин: "Однажды старшеклассники положили меня на трамвайные пути"

14 апреля 2018, 08:02
Известный ресторатор Савва Либкин рассказал о травле в школе

Савва Либкин. Фото: Константин Ревуцкий

Публикация выходит в рамках совместного социально-просветительского проекта Украинского института исследования экстремизма и сайта "Сегодня" "СТОП ШКОЛЬНЫЙ ТЕРРОР!", направленного на профилактику и противодействие буллингу в школах.

"Воспоминания о школе остались, в основном, яркие и позитивные, но есть и другие. Однажды в первом классе, меня положили на трамвайные пути. Моя школа находилась в районе 2-й станции фонтана. И на большой перемене, у нас со старшеклассниками случился "диалог", который закончилось тем, что школьники меня положили на трамвайные пути, где я лежал минут 10. Понятно, я испугался. К тому времени я уже заикался. После этого инцидента заикание усилилось.

Реклама

Иногда меня дразнили евреем. Тогда это было общепринято и связанно с государственным и народным антисемитизмом. Все шутки были на тему "жид", "еврей". Я к этому привык и знал, что у меня такая национальность и ничего плохого в этом не было. Но, тем не менее, это доставляло дискомфорт. Прежде всего – психологический.

Кроме того, я заикался, был маленького роста, у родителей не было денег, поэтому меня одевали более чем скромно. В то время родители некоторых детей получали посылки из штатов. У нас даже был такой термин: "одежда посылочная" и "одежда обычная". У меня была обычная. Посылочная, это было, как сейчас одеваться от Тома Форда. Сейчас это вспомнить весело, но тогда было достаточно сложно.

Что стало результатом этого? Наверное, то, что я очень рано познакомился с жизнью. Фактически с первого класса. У меня особенно не было времени на какие-то рефлексии и переживания. Школа, обучение. Я очень плохо учился, у меня были по всем предметам тройки, кроме русской литературы, рисования и черчения. Все остальное меня не интересовало вообще. Я помню это ощущение, что в школе я был не при делах. Все ко мне как-то относились, но я относился едва ли. В старших классах я стал гораздо более самостоятельным и в 7-9 классах меня даже оставляли в качестве учителя черчения для класса. Потому что, учителя считали, что у меня к этому были уникальные способности. Тем не менее, тема антисемитизма беспокоила до конца школы. И это несмотря на то, что в моем классе, из 31 ученика было 28 евреев. У меня был товарищ после школы, Леня Зеликович, он называл себя югославом, хотя он был таким же югославом как я.

Реклама
Савва Либкин
Фото: Константин Ревуцкий

В школе у меня была кличка "профессор". Я прочитал все взрослые, доступные мне книжки, к 13 годам. Со мной было достаточно интересно говорить, но при этом я был очень стеснительным. Стеснялся девочек страшно. Где-то лет до 18. В детстве мне казалось, что у меня огромный нос, уши, а еще я заикаюсь, маленького роста, нет денег и плохо одеваюсь. В общем, все ужасно. Естественно, это как-то отложилось на том моем мировосприятии и мироощущении.

Сегодня мне хотелось бы сказать всем детям, которые сталкиваются с подобными проблемами – нужно отстаивать свои интересы в любой ситуации, идти вперед и не думать о последствиях. Если вас обижают, по крайней мере, молчать не стоит. Стоит об этом кричать, говорить, орать. Не стоит стесняться и надо отстаивать свои права, а какие-то личностные особенности выпячивать, а не прятать. Понимать, что вы оригинальны и этим интересны. Работать над своим личным ростом. Я, например, благодаря заиканию, научился достаточно неплохо выступать перед публикой".