Сам себе хозяин: нейрохирург рассказал о плюсах и минусах негосударственной медицины

21 мая 2017, 08:52
Частная больница помогает зарабатывать, учиться и лечить нуждающихся

Нейрохирург из Харькова Александр Марков

Нейрохирург из Харькова Александр Марков проработал в городской больнице скорой помощи практически всю сознательную жизнь. Но чем больше работал, тем назойливее мелькали в голове мысли: чтобы достичь в жизни большего, пора свернуть с пути отечественной медицины. "Но потом была революция, война. В феврале 2015-го уехал на фронт, в мобильный госпиталь, по командировкам МЗ, — вспоминает медик. — Вернувшись, начал активно искать себя, даже в депутаты баллотировался".

Вариант нашелся быстро: товарищ-бизнесмен предложил поучаствовать в создании собственной клиники, и Александр решил пробовать. Слова "реабилитация" медики-предприниматели не любят: они называют свое детище клиникой восстановления. Уже несколько месяцев спустя они с удивлением отметили, что бизнес начал выходить на расчетные показатели и даже окупать вложения.

Реклама

"Работаем по правилам негосударственной медицины, — смеется Марков. — Лично я иных отношений с пациентом больше не признаю".

СРЕДСТВА РАСКРУТКИ: СОЦСЕТИ И "САРАФАН"

Александр вспоминает: проект подразделения по лечению болевых синдромов, который они реализовали в клинике, он некогда подавал своему начальству в городской больнице. Но тогда его предложение руководство не приняло.

Реклама

Сколько денег ушло на запуск клиники, компаньоны не рассказывают: коммерческая тайна. Но лично Александру Маркову довелось сделать в общее дело солидный вклад. "Контент для сайта полностью писал я, финансовые дела поначалу мы тоже вели сами, пришлось освоить бухгалтерию, плюс вся административная работа. И это все — помимо непосредственно лечебной практики и повышения квалификации на курсах и семинарах", — рассказывает он.

За рекламу партнеры тоже не платили: она легла на плечи Александра и товарищей. "Листовок не разносили, а вот эксплуатировать аудиторию своих страничек в соцсетях пришлось максимально. Еще участвовали постоянно в городских праздниках, на профильных выставках и мероприятиях", — вспоминает он. Хотя сарафанное радио все же до сих пор пополняет ряды клиентов клиники лучше всего, признается нейрохирург.

Среди пациентов их клиники больше всего местных — харьковчан, хватает также выходцев из Луганской и Донецкой областей. "Совмещать тяжело. Но, с другой стороны, чувствуешь себя реализовавшимся, а это очень важно. Я же кандидат наук, научный сотрудник. А когда много знаешь и умеешь, но применить не можешь — это чрезвычайно деморализует", — объясняет он.

Реклама

ТРУДНЕЕ ВСЕГО — РАБОТАТЬ НА ДВА ФРОНТА И БОЯТЬСЯ

"Все трудное осталось в госмедицине: вот там действительно грусть и печаль", — сознается Александр. До сих пор он совмещает работу в больнице скорой помощи с частной медициной и признается, что с каждым днем это дается ему все труднее: рано или поздно придется делать выбор, и нет сомнений, что он падет не в пользу бюджетной ставки.

"Будем откровенны: здравоохранение Украины живет за счет "благодарностей" пациентов. Надоело нервничать, что придут и поймают на тысяче гривен, которой отблагодарили тебя за проведенную операцию, — признается он. — Да и такие деньги не идут на пользу: они не накапливаются, уходят как попало. Плюс это случайные заработки — на них нельзя рассчитывать, планировать жизнь".

А тем временем собственное дело развивается: сначала в клинике работали 2 кабинета, потом — 3, год спустя она заняла весь этаж. Сейчас идет ремонт и открывается операционная. Маленькое харьковское медучреждение уже наладило связи с известной израильской клиникой, и та присылает ей своих пациентов на реабилитацию (в Израиле восстанавливаться дорого). Персонал из 3-х мастеров на все руки разросся до 10 специалистов и даже наблюдается кадровый голод: клиника ищет новых сотрудников.

ЖИЗНЬ СТАЛА ДРУГОЙ

Стало гораздо меньше свободного времени: работа кипит и в клинике, и на дежурствах. Но Александр теперь постоянно учится: появляются новинки, востребованные направления, с которыми практикующему медику, работающему на себя, обязательно нужно ознакомиться и взять на вооружение. Наконец в его жизни появилось место творчеству: "Я пишу стихи. Это и раньше было для меня принципиальным. Но работа в госструктуре, в которой действуют рамки и мыслят протоколами, полет фантазии ограничивает. Креатив подвержен гонениям, отбивает любую охоту творить и вообще очень обламывает", — делится он.
Произошли и сильные внутренние изменения, говорит Александр.

"Изменилось мое мировоззрение. Раньше я был борцом за реформы, активно участвовал в акциях. Сейчас в этом плане пыл поумерился: я стал убежденным либералом и считаю, что государство — слон в посудной лавке. В сфере здравоохранения его попытки управлять и регулировать ничего хорошего не приносят, — объясняет свою позицию Марков. — Частная медицина работает в десятки раз оперативнее и эффективнее, чем любая госструктура — потому что действует по элементарным правилам коммерции".

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ: БЕЗ СТРАХА И РАЗРЫВА

Не следует рассматривать медицину как бесперспективную отрасль. Во всяком случае, частная — вполне живой рынок, способный к саморегулированию, делится наблюдениями Александр. "Главное в любой сделке — удовлетворенность обеих сторон-участников, то есть и врача, и пациента. Дайте людям возможность вам заплатить — поверьте, они готовы платить за услуги. И это гораздо честнее, чем всякие формы солидарного финансирования, — уверен он. — Люди понимают, за что платят. И ценят, когда прейскурант доступен, а услуга качественна".

Ошибочно думать, что частники вынуждены трястись над каждой копейкой. "Мы можем позволить себе даже консультировать бесплатно: сами себе хозяева! Помимо прайса, оперируем гибкой системой скидок. Оказываем бесплатную помощь ветеранам АТО, деткам-сиротам, переселенцам, — рассказывает Александр. — Пока что это не система — решение принимаем по каждому случаю отдельно. Но если есть социальный запрос, то даже начинающий бизнес, как мы, может на него реагировать". Хотя доктору и не следует рассматривать такие услуги как совершенно бесплатные: в качестве "навара" в этом случае медик получает бесценный опыт.

"Еще совет: берите билет в один конец. Пытаясь подстраховаться со всех сторон, теряешь на том, что действительно может принести максимальную выгоду, — отмечает соучредитель клиники. — Диверсификация рисков, конечно, нужна. Но только пока не начинает вредить делу, в которое вкладываешь".

ЦИФРЫ: ЗАРПЛАТА ВЫШЕ, НО БОГАЧЕ ПОКА НЕ СТАЛ

1 марта компаньоны отметили год со дня открытия своей маленькой клиники. За год ее посетило, по их подсчетам, более 400 пациентов. Прежде чем влиться в частный проект, Александр проработал в больнице скорой помощи 20 лет. Главврачом, а затем и соучредителем клиники, он стал в свои 45. Повышая квалификацию под новый проект, в первое время он в среднем 3 раза в месяц ездил на обучающие семинары.

Стоимость первичной консультации в их клинике — 300 гривен. Это недешево для Харькова, но в доходах, признается Александр, даже потерял.

"Официальный заработок сейчас — в 4 раза выше, чем была ставка в госбольнице, где до повышения минимальной зарплаты в среднем врачам платили 2500 грн. Но богаче я не стал, финансовые возможности даже поуменьшились: все дело в карманных деньгах, на которые, по сути, и живет медперсонал всей системы здравоохранения Украины".

Зато перед медиком, по его словам, открылись прекрасные перспективы.

"Год назад мы зарабатывали в 8 раз меньше сегодняшнего. То есть обороты наращиваем. И есть тенденции к тому, что благосостояние будет тоже расти", — убежден он.