Неизвестная история Исламского государства (инфографика)

11 января 2016, 08:46
К возникновению самой опасной террористической группировки мира привела казнь Саддама Хусейна

Лидер. Аль-Багдади начинал с лидером «Аль-Каиды», но затем ввязался в войну против Сирии. Фото: AFP

Более десяти лет западный мир пытался уничтожить международную террористическую группировку "Аль-Каида" и движение "Талибан", но в итоге получил еще более прогрессивную джихадисткую организацию — "Исламское государство" (ИГ), которая, как и предшественники, пытается установить средневековые законы в мусульманском мире. С лент мировых информагентств не сходят новости о терактах и убийствах, совершенных членами этой организации, но что в реальности представляет из себя ИГ, знают немногие. Мы решили восполнить этот пробел, проанализировав структуру ИГ, и разобрались, каковы в действительности цели и методы этой организации. 

ТЕРРОРИСТ №1. Открыто ИГ действует методами терактов, запугивания, казней и пропаганды на территориях трех стран — Сирии, Ирака и Ливии. Но подпольные ячейки джихадистов сформировались во многих странах мира, включая Египет, Францию и Бельгию. Основателем группировки ИГ, которая сначала носила название "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), считается Абу Бакр аль-Багдади. Он родился в 1971 году в квартале низшего среднего класса в иракском городе Самарра, который находится в Суннитском треугольнике на севере от Багдада. Здесь, согласно данным американского издания Newsweek, аль-Багдади (настоящее имя — Ибрахим Аввад Ибрахим Али аль-Бадри) вспоминают как тихого и миролюбивого человека, который имел мало друзей. "У него всегда были религиозные или другие книги в багажнике велосипеда, и я никогда не видел его в брюках или рубашке… Он никогда не сидел в кафе. У него был лишь узкий круг знакомых из мечети", — рассказал американским журналистам один из жителей Самарры.

Реклама

Во время американской кампании по свержению режима Саддама Хусейна Самарра в 2003 году подверглась ряду разрушительных бомбардировок, которые породили ненависть местных племен к США. Для семьи аль-Багдади свержение и казнь Хусейна стала личной трагедией, поскольку два дяди будущего террориста №1 служили в президентской охране.

С 2003 года аль-Багдади в родном городе не был. Отношений с семьей он не поддерживает.

Предположительно, после старшей школы аль-Багдади отслужил в иракской армии, где его научили основам военной тактики и обращению с оружием. Считается, что аль-Багдади помогал в создании террористической группировки "Джаиш Ахль аль сунна валь Джамаа". В 2004 или 2005 году он был взят в плен американцами — предположительно, в ходе операции по захвату сообщника иорданского террориста Абу Мусаба аз-Заркави, руководившего иракским отделением "Аль-Каиды". От года до трех лет аль-Багдади находился в заключении в американской тюрьме "Кэмп-Букка" на севере Ирака, где содержались бывшие узники скандальной тюрьмы в Абу-Грейбе, подвергавшиеся пыткам и унижениям со стороны конвоя. Но никаких документов об этом нет, а власти США о заключении аль-Багдади предпочитают не говорить. По мнению экспертов, именно в "Кэмп-Букка" будущий лидер джихадистов собрал свою команду. "Кэмп-Букка" была местом, где много джихадистов знакомились друг с другом, и множество бывших баасистов принимали радикальные взгляды и связывались с исламистскими группировками, — пишет редактор сайта SyriainCrisis Аарон Ланд. — Очень много лидеров ИГ прошли через эту тюрьму".

После освобождения аль-Багдади собрал вокруг себя часть разрозненных террористических организаций, ведущих восстание против иностранного контингента в Ираке, и вступил в союз с "Аль-Каидой". Лидером ИГИЛ в Ираке он был назначен в мае 2010-го — когда террористы отказались от флага "Аль-Каиды", и взяли черный стяг.

Реклама

По данным некоторых СМИ, в мае 2015 года аль-Багдади был парализован в результате ранения в позвоночник. Но подтверждения этой информации нет.

Сегодня ИГ  пытается  распространить  свое влияние  на Пакистан.

ВОЙНА. Раскол между "Аль-Каидой" и ИГ начался в 2013 году: ИГ перешла границу Сирии, хотя лидер "Аль-Каиды" аль-Завахири требовал, чтобы бойцы аль-Багдади воевали на иракской территории. С этого момента организации начали действовать друг против друга. По мнению экспертов, именно борьба между ИГ и другими оппозиционными группировками стала одним из факторов гражданской войны в Сирии. Бои, которые развернулись между ИГ и отделением "Аль-Каиды" в Сирии — "Фронтом ан-Нусра", привели в 2014 году к смерти минимум 1800 человек. Затем игиловцы выступили против регулярной армии Сирии.

Что касается широкой известности, то ее группировка приобрела летом 2014 года, когда боевики начали полномасштабное наступление на северные и западные районы Ирака, а также в северной Сирии (Курдистан). В течение всего одного месяца им удалось взять под свой контроль несколько городов: 10 июня они захватили Мосул, а через несколько дней подошли вплотную к Багдаду. В конце июня террористы объявили о создании квазигосударства (халифата), простирающегося от города Алеппо на севере Сирии до провинции Дияла на востоке Ирака, где действуют шариатские суды. Халифом был объявлен Абдалла Ибрагим ас-Самараи и аль-Багдади. После провозглашения государства группировка, ранее известная как "Исламское государство Ирака и Леванта", отбросила географическую привязку в названии.

Реклама

Сейчас площадь контролируемой ИГ территории, по разным оценкам, — от 40 до 90 тыс. кв. км, а ИГ пытается распространить свое влияние на племенные территории Пакистана. Осенью 2014 года появлялись сообщения о том, что ИГ собирает средства в приграничных районах Ирана и разрабатывает план захвата города Аръар в Саудовской Аравии.

НЕФТЯНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ИГ является богатейшей террористической организацией в мире: она контролирует все крупные нефтяные месторождения в Сирии, а также несколько месторождений в Ираке, запасы которых составляют более 1,1 млрд баррелей. Халифат торгует нефтью на черном рынке по $15 за баррель. Только от продажи нефти доходы террористов составляли до $3 млн в день.

3 августа 2014 года террористы взяли под контроль два крупных нефтяных месторождения в Ираке, а в апреле 2014-го проникли в Ливию, захватив контроль над прибрежным городом Дерна. К февралю 2015-го осадили крупный ливийский порт Сирт и взяли под контроль расположенный рядом город Нофалия, а также нефтяное месторождение аль-Мабрук к югу от Сирта.

СВОЯ ВАЛЮТА И НАЛОГИ

"Сегодня нельзя смотреть на "Исламское государство" как на стандартную террористическую организацию. В 2015 году группировка аль-Багдади смогла перейти из формата организации в форму незаконного государства, — отметил "Сегодня" редактор портала "Украина по-арабски" Мохаммад Фараджаллах. — Боевики имеют свои печатные издания и даже валюту, хоть и непризнанную (т. н. исламский динар: 1 такой золотой динар боевики меняют на $139. — Авт.), а недавно начал вводить налогообложение на своих территориях. Но самое главное, что делает структуры ИГ похожими на государство, — террористы взяли под контроль нефтедобычу и наладили продажу нефтепродуктов независимыми государствам. Известно, что 80% нефтедобывающей инфраструктуры в Сирии находится под контролем джихадистов, немало иракских скважин тоже под их контролем. По разным данным, эта нефть оказывается в Турции и даже в России. А значит, благодаря налаженным торговым связям эти страны в какой-то момент могут и на переговоры с террористами пойти... Следующий момент — "Исламское государство" вышло на тот уровень, когда на большом расстоянии их лидеры способны воздействовать на людей и менять их идеологию, пополняя свои ряды за счет благополучных иностранцев — граждан Великобритании, США, Франции, Бельгии. Два кровавых нападения во Франции, теракты в Турции, Ливане и Египет в 2015-м об этом свидетельствуют. Современный цивилизованный мир не смог предугадать появление такой мощной организации и противостоять идеологии ИГ. Теперь она везде сеет страх".

ПРОПАГАНДА: ГЛЯНЕЦ И СЕКС-ДЖИХАД

Успех "Исламского государства" не в последнюю очередь определяет умелая политика вербовки новых членов. Как отмечают эксперты, ИГ умело использует в этих целях интернет и даже наладила выпуск собственных СМИ, включая полноцветный глянцевый журнал на литературном английском языке — DABIQ. Название происходит от сирийского города Дабик, где, согласно преданиям, ближе к концу света произойдет финальная битва между христианским Западом и мусульманами. Издает журнал медийное крыло ИГ — Al-Hayat Media Center.

Журналист Reuters Роберт Эванс проанализировал доступные в сети номера DABIQ и сделал ряд интересных выводов. Так, главными героями журнала зачастую являются погибшие в боях террористы или смертники: их жизненный путь подается при этом так же, как в журнале People подают истории голливудских звезд или певцов эстрады. Разница лишь в том, что среди снимков искренне улыбающегося террориста есть и фото его трупа. Текст такого "некролога" всегда начинается со вступления типа: "Все это произошло исключительно по Божьей воле" или "Пусть славится Аллах, который даровал нам эту победу". Таким образом, по мнению Эванса, указывается на то, что даже смерть — это воля Аллаха, а любую волю Всевышнего необходимо прославлять. В статьях боевики ИГ называются либо "рабами Аллаха", либо "солдатами террора". Есть у журнала также рубрика "Устами врага": в ней анализируются высказывания западных политиков на тему ИГ. А в рубрике "Враги халифата" без купюр публикуют снимки обезглавленных пленных и братские могилы мирных жителей, убитых членами ИГ.

Жертвы. Так подаются материалы о выкупе иностранцев.

Широко джихадисты развернули пропаганду и в соцсетях. "Они чудесно наловчились использовать "Твиттер" — как для организационных целей, так и для распространения своих идей, — пишет Эванс. — Члены ИГ вербуют через "Твиттер" солдат или жен для них (так называемый сексуальный джихад — когда женщины организации втираются в доверие к мужчинам, и их вербуют). Преимущественно выбирают молодых и уязвимых подростков". Например, летом прошлого года была завербована россиянка, 19-летняя студентка философского факультета МГУ Варвара Караулова, но ее удалось остановить на границе Турции с Сирией, и вернуть домой. Позже выяснилось, что студентка вела переписку с боевиками, и ради того чтобы присоединиться к ним, готовила поддельные документы. А недавно стало известно, что джихадисты завербовали дочь высокопоставленного представителя МИД Судана: по данным арабской интернет-газеты Elaph, речь идет о 18-летней дочери директора департамента МИД Судана по делам арабских стран Али Садыка. Она была студенткой третьего курса медфакультета университета суданской столицы — города Хартум, и отправилась в Судан для выполнения "медицинского джихада" — лечить раненых боевиков.

Каждая казнь или уничтожение средневековых реликвий террористы записывают на видео, а затем выпускают видеоролики с комментариями на нескольких языках, включая французский, немецкий и русский. На этих же языках выпущены рекрутинговые ролики, которые рассказывают, как лучше добраться до территорий, контролируемых ИГ. "Не говорите себе: "моя хиджра (на языке боевков ИГ, хиджра — обязательное паломничество в "Исламское государство") никогда не удастся". Большинство тех, кто попробовал, успешно добрались в Халифат. Среди них есть те, кто добирался по суше, многие часы шел пешком от страны к стране, от границы до границы, и Аллах привел их в безопасности к халифату", — вещает один из таких роликов. Для мусульман, которые по физическим показателям не могут участвовать в "священных боях", ИГ предлагает "выйти на улицу и замордовать "крестоносца" по соседству".

DABIQ. Хорошо сделанный глянец на хорошем английском.