Рождественские хиты: черт с Солохой вместе пели, а Оксану выбирали из 5000 девушек

6 января 2011, 08:06
"Вечерам на хуторе близ Диканьки" Роу — 50 лет. Как создавалась эта лента и еще ряд экранизаций Гоголя

Черт и Солоха. Милляр и Хитяева спелись и на съемках, и за кадром — устраивали застолья с песнями. Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сочельник — не сочельник без "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Казалось бы, сюжет гоголевской сказки известен в мельчайших подробностях, а фильм, снятый Александром Роу ровно полвека назад, уже изучен вдоль и поперек, но все равно от экрана не оторваться. В канун Рождества мы собрали истории создания самых известных и знаковых экранизаций произведения Николая Гоголя.

Когда режиссер Александр Роу задумал снимать "Ночь перед Рождеством", чиновники воспротивились: "С таким названием и думать о фильме забудьте!". На что Роу ответил: "Мы изменим название". Фильм стал называться, как и весь сборник рассказов Гоголя, "Вечера на хуторе близ Диканьки". Съемки проходили на Кольском полуострове в марте 1961 года. "Дедушка специально не захотел снимать в Диканьке, — рассказывает двоюродный внук Роу Виталий Павлов. — Он боялся, что в марте, когда начались съемки, сойдет снег". В поселке "13-й километр" под Кировском за несколько дней возвели "малоросскую деревушку". Белые хаты тонули в сугробах пушистого снега, прогуливались, перешучиваясь между собой, парубки и девушки — кировские рабочие, студенты, участвовавшие в массовке. А вот главных героев подыскивали в Украине. "Дед очень хотел снимать в роли дьяка Юрия Тимошенко (Тарапунька), — говорит Павлов. — И его почти утвердили на роль, но он сделал небольшую промашку. Посоветовал Роу попробовать на роль Оксаны певицу Юлию Пашковскую, в которую был влюблен. Роу так и сделал, но когда узнал, что актер посоветовал ему свою пассию, отказал обоим. Не любил такого". Оксану Роу нашел на студии Довженко сам. "Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: "Вот моя Оксана!", я просто опешила, — вспоминает актриса Людмила Мызникова. — До меня перебрали около 5000 претенденток. С Юрием Тавровым (Вакулой) у нас дружба не сложилась. Мне казалось, что он чересчур замкнутый, и было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!". А вот черт и Солоха хорошо общались и в кадре, и вне его. Мызникова вспоминает, что Милляр и Хитяева устраивали застолья и конкурс украинской песни в перерыве между съемками.

Реклама

В декабре 1961 года кировчане стали первыми зрителями "Хуторов", и на премьере творилась настоящая чертовщина — по фойе Дома кино бегали черти и забрасывали зрителей снежками.

1913

ПЕРВЫЙ НА ЭКРАНЕ: ОТВРАТИТЕЛЬНО СТРАШНЫЙ

Реклама

Актер Иван Мозжухин уже был любимцем киноманов в России, но режиссер фильма "Ночь перед Рождеством" Владислав Старевич упорно не хотел утверждать его на роль черта. Он хотел получить такого беса, которого бы пугались не только дети, но и взрослые, а Мозжухин был добряком.

Однажды Владислав Александрович открыл дверь своего дома и, схватившись за сердце, в ужасе стал сползать по стенке — перед ним стояло самое страшное чудовище, которое только способен нарисовать мозг человека. Когда гость-черт спросил у режиссера, может ли он получить роль в фильме, Старевич смог только красноречиво кивнуть: "Да". Как вспоминал потом Иван Мозжухин — а гостем был именно он — для образа черта он гримировался три часа. И до сегодня бес из картины Старевича считается самым ужасным. К слову, именно из-за черта картину запретили для показа детям в кинотеатрах (из-за чего лента, хотя и показывалась на кинофестивалях за рубежом, премию не взяла), а затем с появлением ТВ — и на голубых экранах.

Реклама

1951

КОВАРНЫЙ ХИТРЕЦ: СРИСОВАН С КОТЕНКА

В первом мультфильме по Гоголю очень долго не было черта — он не удавался. Мультипликаторы не хотели делать его очень страшным, но и наделять добрыми чертами — тоже. И вот однажды дочь одного из художников притащила на "Союзмультфильм" черного котенка. Худющий, с огромными глазами, от страху он забился под стол. Когда его покормили, и он стал играть с карандашами, кто-то сказал, что кот — вылитый чертенок. Так малыш остался на несколько недель на киностудии — мультипликаторы наблюдали за ним и рисовали черта.

1961

САМЫЙ ОБАЯТЕЛЬНЫЙ: ЛЮБИЛ РИСКОВАТЬ

Самый обаятельный черт — Георгий Милляр. Он уже и не страшный, и не коварный, как его "коллеги", а беззащитный и простой. Кстати, Милляр не только не страшился "темной" роли, но, наоборот, провоцировал неприятности. Сам в -30 °С согласился залезть в прорубь. Все думали, что он сляжет с пневмонией, но обошлось. Еще на актера дважды падали декорации. Например, картонная стена весом больше 100 кг, и если гримеру, который был рядом, наложили гипс, то Милляр отделался легким испугом.

2001

МАНЕРНОГО И ГЛАМУРНОГО: СТАЛИ КОПИРОВАТЬ

В мюзикле Семена Горова роль черта досталась Филиппу Киркорову. В результате сатана получился гламурным, манерным и похожим на неунывающего сутенера. Сам Киркоров признавался, что роль далась ему тяжело и буквально на следующий день после съемок он серьезно заболел — банальной ветрянкой, но в тяжелой форме с температурой под сорок. В 2002-м на "Кинотавре" Филиппа Бедросовича за яркое перевоплощение назвали актером года, а многие актеры стали его копировать — в местных постановках "Ночи" черти огламурились.

МУЛЬТФИЛЬМ: ПОСЛЕ ГРОМКОЙ СЛАВЫ ЛЕГ НА ПОЛКУ

Оксана. Срисована с реальной девушки в самой Диканьке. Кадр из мультфильма

В старинном особняке, где росли сестры Зинаида и Валентина Брумберг, Гоголь был одним из самых любимых писателей. Девочки особенно любили Новый год, когда отец доставал потертый томик "Вечеров на хуторе близ Диканьки", и семья в ролях читала приключения Вакулы. Когда сестры выросли и стали работать в мультипликации, то сразу решили создать часовой мультфильм "Ночь перед Рождеством", но, как вспоминала потом Валентина: "Картина не давалась. Видно была в ней какая-то чертовщина. Образы не получались, пейзажи были неестественными, и тогда мы решили отложить эту работу". В конце 1940-х начальство на "Союзмультфильме" получило указание сверху создать хорошую новогоднюю сказку для детей. Сестры Брумберг воспользовались шансом и вернулись к старой идее. На тот момент эти две хрупкие женщины были единственными мульпликаторами в стране, которые рисовали мультфильм в реальном жанре, создавали анимационное кино. Но, увы, мультфильм все равно не давался. Картина заспорилась после того, как на студию пришел молодой выпускник художественного училища Леонид Аристов: "Мой диплом был посвящен этой удивительной сказке, и поэтому Брумберг позвали меня. Тема в общем-то была мне близка: я вырос в Ростове-на-Дону, где рядом — Кубань, Украина, казаки. И меня отправили в командировку в Диканьку — ту самую, воспетую Гоголем. Сами сестры в Украине никогда не были. Мы с товарищем специально поселились в мазанке у одного старичка. Спали на земляном полу, за продуктами ходили на Привоз. И работали: кое-что фотографировали, но в основном рисовали. В Диканьке я нашел Оксану — симпатичную дивчину лет 17. Ее и рисовал, и она потом стала героиней мультфильма. Помню через много лет после премьеры нам пришло письмо из Диканьки. Девушка писала, что окончила художественную академию и занимается керамикой". А из Диканьки Аристов привез для сестер зарисовки хат, пейзажей, церквушки, перерисовки вышиванок, то есть в мультфильме потом все было реальное. Кстати, в картине сестры впервые применили технику, которая сегодня называется "эклер". Многих актеров они снимали на камеру, а потом по их чертам рисовали героев. Судьба мультфильма оказалась не очень удачной: до 1960-х его часто показывали по ТВ, особенно в новогодние праздники, но после того как появился фильм Александра Роу в 1961 году, о мультике стали забывать. С начала 1990-х он вообще лег на полку. Зато творение сестер Брумберг можно найти в интернете.

МЮЗИКЛ: КИРКОРОВ НЕ ХОТЕЛ ТУМАКОВ

Скрипка — Вакула. Лидер "ВВ" сначала от роли главного казака мюзикла отказывался. Кадр со съемок фильма

Идея создания мюзикла в начале 2000-х лежала на поверхности, и один из украинских телеканалов ее воплотил. "Вечера" очень долго обсуждались, еще с лета, — рассказывает режиссер мюзикла Семен Горов. — Сценарий переписывали несколько раз и в результате очень серьезно отошли от оригинального гоголевского текста.

ВИДЕО: Как Вакула соблазнял Оксану

На этих съемках впервые встретился такой "звездный" эстрадно-актерский состав Украины и России. Филипп Киркоров, для которого мы сначала планировали роль придворного, по совету Аллы Борисовны согласился играть Черта. Он так увлекся ролью, что сам заказывал для себя костюмы у Юдашкина".

ВИДЕО: Свадьба Вакулы и Оксаны

Главные же роли писали для украинских исполнителей. Вся съемочная группа изначально видела Оксаной Ани Лорак, и та дала согласие молниеносно. А вот главный украинский рокер Олег Скрипка от роли главного казака мюзикла отказывался. "Мне предлагали несколько раз, и я то соглашался, то потом нет, — объясняет Скрипка. — Мне нравилась музыка, но я не хотел, чтобы меня воспринимали как эстрадного исполнителя. Но в конце я согласился". А когда Киркоров попросил дать ему дублера в сцене, где Скрипка награждает Черта тумаками, Скрипка с улыбкой ответил, что он не станет сниматься, поскольку только ради этой сцены дал свое согласие на участие в съемках. В результате короля эстрады удалось уговорить, и сцену снимали без дублера.

ВИДЕО: Как девушки на женихов гадали

Фаворитом съемочной группы стал Андрей Данилко, который смешил всех постоянно. "Там есть у Андрея сцена, когда он рассказывает подружкам Оксаны (девушки из "ВИА Гры"), что кузнец повесился. Сняли больше 20 дублей, но было так смешно, что мы за животы держались и никто не жаловался. В интернете сегодня можно найти весь кусок и все эти дубли", — говорит Горов.

ВИДЕО: Сердючка веселила народ до слез

Как и полагается при съемках такого масштаба, не обошлось и без незапланированных изменений. К примеру, известно, что роль Солохи изначально была предложена Ирине Билык, но после проб стало понятно, что Ирина — слишком мягкий человек. Тогда режиссер предложил эту роль Лолите Милявской. "Я сначала согласилась, а потом мне сказали, что по столу будут ползать змеи, и я начала отпираться, — улыбается Лолита спустя годы. — Но что поделаешь, мне было очень страшно и еще, как назло, не получалось быстро снять".

ВИДЕООПЕРА В ЛОНДОНЕ

Черт по Чайковскому. Фото из архива Владимира Козлова

Впервые гоголевская "Ночь перед Рождеством" "ожила" в 1876 году — в Мариинском театре поставили оперу Петра Чайковского "Кузнец Вакула". Опера была тепло принята публикой, однако требовательный к себе композитор спустя 10 лет переработал ее и переименовал в "Черевички". Вторая редакция была дополнена новыми сценами, например, появился хор в сцене с Солохой и чертом, более развитыми стали музыкальные образы героев. "Черевички" — одна из немногих опер Чайковского, главные герои которой — простые люди из народа и где большое место отведено бытовым сценам, — рассказывает музыкант Александр Тулинов. — Сам Чайковский не считал это произведение лучшим, но очень любил его. Работая над оперой, Петр Ильич сообщал в письме к брату Анатолию: "Все мои помыслы теперь обращены на мое любимое детище. Ты не можешь себе представить, до чего я люблю его! Мне кажется, что я положительно с ума сойду, если потерплю с ним неудачу. Мне не нужна премия... Мне нужно, чтобы "Вакулу" поставили в театре". После ее постановки он сказал: "Что касается моего собственного отношения к опере, то скажу вам, что, отлично сознавая ее недостатки, я все-таки ставлю ее в первом ряду между своими вещами".

За более чем сто лет существования оперы ее поставили в 40 странах, одна из последних постановок — на сцене Лондонского театра оперы в 2009 году. Британские актеры воссоздали украинскую зиму и запели колядки. Всю постановку сняли на несколько видеокамер и показали по международному музканалу. К слову, после Чайковского к этой теме обратился еще один известный композитор — Николай Римский-Корсаков. Его опера хотя и не сыскала такой славы, но отдельные фрагменты, как например, "Быль-колядка", разучиваются в музшколах в разделе обязательной программы.

НЕМОЕ КИНО: ТАБУ НА ПОКАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ

Сложная сцена. Вареники рисовали и накладывали на киносъемку. Кадр из фильма Старевича

В 1913 году кино в Российской империи бурно развивалось. Строились кинотеатры, оборудовались павильоны для съемок. В основном это были картины на злобу дня, где актеры разыгрывали простые жизненные ситуации. И вдруг в Москве режиссер Владислав Старевич стал снимать необычное кино по Гоголю. "Он задумал фильм, какого еще тогда не было, — рассказывает киновед Роман Ильенко. — В "Ночи перед Рождеством" много фантастических сцен, например, полеты в небе или летающие вареники. Многие коллеги скептически отнеслись к идее режиссера, но когда 26 декабря 1913 года они выходили после премьеры из кинотеатра, то хвалебным отзывам не было числа". Успех этой гоголевской экранизации во многом был связан с изобретательностью Старевича, который экспериментировал с мультипликацией. Он просто нарисовал летающие вареники и наложил анимационную пленку на киносъемку. Он "заставил" черта стать маленьким — прорисовал миниатюрный силуэт и таким образом поместил в карман к Вакуле. Одно омрачало работу режиссера — он не имел возможности показать по Гоголю императрицу. В России существовал запрет Романовых на изображение (за исключением особых случаев) в кинофильмах особ из царствующей династии. Вместо Екатерины черевички царицы Вакуле отдает Потемкин. "Сам фильм стал мировым хитом, — продолжает Роман. — На следующий год его показывали в кинотеатрах Парижа и обсуждениям не было числа. При этом фильм был полностью немой, а текстовых вставок там не больше 30, что тоже редкость". В прошлом году эта лента была включена в сотню самых лучших немых фильмов мира, а группа Messer Chups написала по нему саундтрек.