Роман Бондарчук: "Невеста подкупила на свадьбе таксиста, чтобы тот благословил вместо отца"

14 марта 2019, 06:50
Лауреат Шевченковской премии-2019 в интервью "Сегодня" рассказал о фильме "Вулкан"

Роман Бондарчук Фото: facebook.com/rbondarchuk

4 апреля в Украине состоится премьера фильма "Вулкан" режиссера Романа Бондарчука, который стал лауреатом Шевченковской премии-2019 в номинации "Киноискусство". 

Реклама

"Сегодня" спросили у Романа Бондарчука, чем интересен этот фильм и что именно зритель увидит на экране.

– Один из центральных персонажей вашего фильма "Вулкан" – житель Берислава дядя Вова. Каким он был?

– Дядя Вова умел не очень веселые вещи рассказывать весело. Он учился на рыбовода. А в селе думали, что это путевка в стабильное будущее. Местные говорили ему: "возле рыбы не пропадешь".

Какое-то время дядя Вова руководил рыбколхозом, и от него все – от районного начальства и до гаишника – хотели рыбы. А рыбинспекция, соответственно, денег. Рыбы столько не ловилось, поэтому ему пришлось научиться ездить на машине с откинутой назад спинкой сиденья, чтобы не было видно, кто сидит за рулем.

Реклама

– Это правда, что дядя Вова организовывал стриптиз на берегу водохранилища?

– Это один из его безумных бизнес-проектов, которые он пытался воплотить в жизнь после развала рыбколхоза. Организовал танцплощадку в парке, а в один из вечеров решил провести конкурс стриптиза. Людям понравилось раздеваться, и они до утра бегали голышом по парку. Дискотеку закрыли (как оплот разврата), а эта история частично вошла в фильм: там есть сцена с коллективными ночными играми на берегу водохранилища.

– Он хотел выкапывать кости немецких солдат и продавать в Германию?

Реклама

– Дядя Вова брал свои бизнес-идеи с телевизора, а там, чаще всего показывают трэш за гранью возможного. Однажды он увидел сюжет про мужика, который выкопал в огороде кости немца, убитого на войне. Затем этот мужик нашел родственников погибшего и продал им останки за кучу бабла. Дядя Вова тут же предложил мне "долю" в этом деле. Попросил найти хороший металлоискатель и помочь со связями в Германии. И вот так мне постепенно открывалась местная реальность: я начал записывать все наши приключения, которые потом благодаря Алле Тютюнник и Дарье Аверченко превратились в сценарий.

Прототип дяди Вовы из фильма "Вулкан" / Фото: Volcanofilm

– Почему дядя Вова умер?

– Сложно сказать. Он никак не мог найти себя, свое любимое занятие. Похоронил маму. Дочь выдал замуж. Работал на сезонных работах – в полях, в охране каких-то придорожных кафе. Серьезно готовился к концу света, который анонсировали в телевизоре: заготовил масло, крупы, завел огромного пса, купил пистолет на резиновых патронах. То есть был полностью готов к зомби-апокалипсису. Но конец света не наступил, и это его даже разочаровало, ведь в реальности ему было тесно. Дядя Вова умер за неделю до Нового года. Убирал дом, приглашал нас в гости на зимние праздники.

Кадр из фильма "Вулкан" / Фото: Volcanofilm

– Как вы искали актера на роль дяди Вовы?

- Мне нужен был местный актер. Кто знает, как там говорят люди, и сам может так говорить. Мы планировал снимать много местных жителей и мне было очень важно, чтобы актер, экранный Вова, мог полностью с ними слиться. Виктор Жданов, как оказалось, мой земляк. Он долгое время работал в Донецком театре. Выехал оттуда, когда шли бои за аэропорт. Я сразу услышал, что он южный человек – по языку. Мы поговорили с ним о характере Вовы, за что его можно уважать. Сразу посыпались смешные "южные" истории. И между нами как-то сразу возникла симпатия, и все стало понятно без слов.

– Что бы вы сказали сейчас дяди Вове, если бы он был жив?

– Сказал бы, что все было не зря; что его байки теперь становятся мифами; что мне не хватает его веселого нрава.

– Во время кастинга для фильма местные боялись, что вы "вербуете девушек на экспорт в Турцию". Это правда, что в Херсоне массово везут украинок "на экспорт в Турцию"?

– Не знаю, но это народная память – в Бериславе был рынок рабов, крепость Кизикермен. Оттуда действительно когда-то отправляли рабынь в Турцию.

Кадр из фильма "Вулкан" / Фото: Volcanofilm

– Ямы для наказания рабочих в фильме "Вулкан" – это не выдумка?

– Об этом можно почитать в местной прессе. Летом в Херсонскую область приезжает много сезонных рабочих. Часто они попадают к фермерам, которые закрывают их в бараках, недостроенных коттеджах или даже землянках. Кормят каким-то варевом, платят в конце сезона, потому что боятся, что те убегут, как только получат деньги. Ямы тоже фигурируют в публикациях – это что-то вроде изолятора.

Кадр из фильма "Вулкан"

– Вы часто упоминаете в своих интервью фотографа Андрея Матросова. Он очень точно передавал атмосферу Херсона?

– Херсон открывается не сразу. Это живой организм, он все время меняется. Приезжим часто кажется, что этот город – монстр, но если его хорошенько изучить, то можно обнаружить его сокровища. Этот город нельзя понять, если вы не были в плавнях и на островах напротив. Водные такси, байдарки, лилии, гнезда птиц, причалы, пикники, дачные домики, буи и океанские танкеры. На фотографиях Андрея все это есть. И белый конь, который выходит из воды на пляже в лучах заката. И пес, которого привязали к автобусу, чтобы сторожил. И чучела в медицинских халатах в поле. И косильщики газонов, которые спят на зеленой траве. Это все то, что ты так любишь в малой родине.

Пес, которого привязали к автобусу, фото Андрея Матросова / Фото: Volcanofilm

– Как люди в Херсоне зарабатывают деньги? ТОП самых странных историй, о которых вы слышали?

– С детства помню, как в Херсоне открыли "актерскую школу Голливуда". Туда набирали детей, чтобы научить их играть в кино. Им показывали коллажи с голливудскими звездами и гарантировали карьеру в Америке. За это все родители платили большие деньги. Конечно, организаторы разбежались после третьего набора, но о них говорил весь город и, кажется, никто особо не обижался.

А вот еще пару лет назад по всему городу висела реклама концерта, кажется, ди-джея Tiesto. Народ раскупил билеты, а диджея и всю его команду арестовали прямо на сцене, в самом начале шоу. Оказалось, что у настоящего диджея Tiesto в это время был концерт в Дании. Очевидцы говорят, что ребята выступали прекрасно, и никто не понимал, почему полицейские не дождались финала.

Была еще одна довольно странная история про индустрию брачных агентств. Знакомый таксист возил иностранных женихов из Борисполя в Херсон. Иногда организаторы свадеб просили его сыграть роль "отца" на семейном обеде и "благословить" молодоженов на брак.

Кадр из фильма "Вулкан" / Фото: Volcanofilm

– Почему фильм называется "Вулкан"?

– Речь идет о пульсации энергий. Попадаешь туда и понимаешь, что живешь на вулкане.

– Если вам скажут оставить из всего фильма только 15 секунд, чтобы показать зрителям, что это будет за сцена?

– Зрителям, у которых есть только 15 секунд на фильм, который зрел и снимался много лет, я бы показал человека, который запихивает себе в нос сверло работающей электродрели.

– Какая лента из последних, снятых украинским режиссерами, вам нравится больше? Какие фильмы порекомендуете посмотреть каждому украинцу?

– Так сложилось, что я смотрю больше документального фильмов, чем игровых. Не думаю, что смогу назвать фильм, который понравится всем. Надо смотреть много, чтобы исследовать реальность, критически ее оценивать; чтобы знать, как ее можно улучшать.

Могу порекомендовать такие фильмы:

  • "Веаюфром" харьковского режиссера Дмитрия Лавриненко. Это картина про 45-летнего дворника Женю, который неутомимо ищет себе жену, но его высокие требования никак не совпадают с реальностью.
  • "Десять секунд" Юлии Гонтарук. Именно 10 секунд длился обстрел Мариуполя, который безвозвратно изменил жизнь и судьбы его жителей.
  • "Явных проявлений нет" Алины Горловой. Это лента о женщине-воине, которая преодолевает панические атаки и пытается вернуться из реальности войны в мирную жизнь.
  • "Дельта" Александра Течинского. Это фильм про жизнь в дельте Дуная, "украинской Венеции", где вместо крови в людях течет красное вино, основной заработок – это сбор камыша, а мечта – поймать Белугу и разбогатеть.
  • "Война химер" Анастасии и Марии Старожицких. Фильм о любви, войне и смерти, снятый участниками событий.
  • "Папа мамин брат" Вадима Илькова, где рассказывается о богемном артисте Толике Белове, который должен стать отцом своей пятилетней племянницы. Последний фильм можно будет увидеть на большом экране в марте на фестивале Docudays.

– Украинским режиссерам стоит снимать фильмы за деньги России или о жизни в России, как это делает Лозница, например?

– Нет, не стоит. Хотя за последние 20 лет у нас построили целые фабрики для производства российского контента. Пару поколений режиссеров научились круто имитировать реальность "города Н", где ходят менты в непонятной форме, ездят машины со знаками несуществующего государства. Как будто нас не существует. Поэтому нам нужно исследовать собственную жизнь в собственной стране.

Кадр из фильма "Вулкан" / Фото: Volcanofilm

– Как вы думаете, Крым вернете в состав Украины и стоит ли бороться за его возвращение?

– Я думаю, что можно вернуть и Крым, и даже Кубань, если создавать положительную мифологию. Творить картину мира в головах у людей, ценности, которые бы их объединяли, делали единомышленниками. История сепаратизма – это история мифов, которые людям очень последовательно и очень грамотно насаждали на всех уровнях.

Помню Крым в 2008 году: везде были билборды с цитатами Толстого, Достоевского, Пушкина. Надписи были политически нейтральными. Но затем эти билборды поменяли уже на другие, но с тем же дизайном. На них написали "мы люди общей культуры". А еще позже – "мы – один народ".

Читайте также:

Нам даже из соображений безопасности нужны новые мифы, чтобы вытеснить этот имперский, советский и постсоветский пласт. Конечно же, мы должны модернизироваться как государство, чтобы здесь было удобней, уютней и безопасней жить.

Напомним, в Каневе во время мероприятий по случаю 205-й годовщины со дня рождения Тараса Шевченко Порошенко рассказал, что стало "геополитической катастрофой" для Путина.

Смотрите видео: Порошенко объявил Украину свободной от культурной оккупации