Ритмы городов Украины: в Одессе — индейцы, в Харькове — оркестр друзей детства, а в Донецке — джаз под залпы

19 сентября 2015, 11:00
Как звучат самые разные уголки Украины

«Индиос». Гости из Южной Америки удивляют одесситов вигвамом и перьями уже пять лет.

ОДЕССА: вальс с индейцами

Вот уже пять лет подряд каждое лето в Одессу приезжает фольк-группа "Индиос", посмотреть на выступления которой собираются сотни одесситов и туристов. Трое индейцев под предводительством Фредди Чико из Эквадора играют на народных индейских инструментах, например сампоньо и так называемой "флейте любви", этнические мотивы. Когда мы посетили выступление музыкантов, пожилая пара танцевала под их мелодии вальс. "Холодное время года они в основном проводят у себя на родине, а в теплое — приезжают в Украину", — рассказала нам о любимцах уличной публики координатор группы в Одессе Ликерия Войтюк. Выступления "Индиос" на Приморском бульваре у Дюка всегда выглядят колоритно и атмосферно: в национальных одеждах, с перьями на головах и в индейских татуировках, они ставят рядом с собой небольшой вигвам, а когда стемнеет — пускают из специальных устройств дымок, который делает шоу еще более мистическим. Сами музыканты своей миссией называют сохранение памяти об индейских племенах Южной Америки и их музыке.

Реклама

"Мы с братом вышли на улицу в 1992 году, — рассказал "Сегодня" вождь одесских индейцев, 40-летний Фредди, и с тех пор побывали во многих странах Европы, прежде чем начать работать в Украине. Пять лет назад впервые приехали в Одессу и влюбились в этот город", — говорит Фредди. По его словам, специальности он не получил, хотя в школе мечтал выучиться на врача. "Я не закончил обучение, поскольку это обходилось очень дорого моим родителям. Семье тяжело прокормить восьмерых детей", — признается музыкант и добавляет, что в его родном Отовало — индейском городе ткачей в Эквадоре — каждый умеет петь и играть на народных инструментах.

Сегодня группа "Индиос" выступает едва ли не каждый день в Одессе, Киеве, Днепропетровске и Львове, зарабатывая на своих выступлениях до 2000 грн за несколько часов. "Для меня не важны деньги. Мне нравится выступать перед людьми, ловить их любопытные взгляды. В разные дни мы зарабатываем от 10 до 100 долларов, но все это неважно. Важно, что мы отдаем свою радость людям, а они нам в ответ дарят свое восхищение. Здесь очень добрый народ. Порой наши слушатели даже подходят и просят прощения за то, что им нечем отблагодарить нас за игру", — признается наш собеседник.

Реклама

Фредди Чико. Один из основателей группы "Индиос".

ОДЕССА: гимн на бандуре и Африка

Кобзарь и бандурист Павел Ровенко, который уже восемь лет выступает возле Одесского театра оперы и балета, взял в руки инструмент в 16 лет. И именно он добился для всех музыкантов города права беспрепятственно выступать на улицах. "Я долго пытался поговорить с одним мэром, затем с другим, но уже и сам не надеялся, что дело выгорит. А потом попал на прием к Костусеву, и на следующий день, на заседании исполкома решили, что музыканты — украшение города, и им надо дать возможность выступать. Это было в 2010 году", — рассказал "Сегодня" одесский бандурист.

Реклама

Сейчас Павел играет на черниговском варианте бандуры, с объемным звучанием, а народные и авторские думы поет драматическим баритоном. За годы уличных выступлений с ним произошло множество курьезных случаев. "Как-то подошел паренек и попросил подержать инструмент. Я ему показал, как держать бандуру, а сам отвлекся. И тут он начал играть и петь так, что за минуту вокруг нас образовалась толпа. Оказалось, что это арт-директор "Океана Эльзы" Юрий Герасименко", — рассказывает одессит. После такого неожиданного дуэта директор "Океана" пригласил бандуриста на концерт группы.

Бандурист Павел Ровенко в 2010 году пошел к мэру Одессы и добился для музыкантов города права выступать на улицах.

А прошлой весной выступление Павла совпало с акцией пророссийских активистов. "Я играл возле Дюка и вдруг увидел, что люди в панике разбегаются, с них срывают национальную символику. Бросился в Дом пионеров. Стою и думаю: "Стыдно, не буду прятаться". Снова вышел и заиграл гимн Украины, подключив мощную колонку. Проукраински настроенные одесситы окружили меня плотным кольцом, и никто из сепаратистов не осмеливался подойти", — вспоминает собеседник.

А 20-летняя одесситка Мадина Везирова вечерами поражает горожан музыкальными мотивами, которые исполняет на древнейших африканских инструментах. "Калимбу мне подарили в Бельгии, а ксилофон приобрела в Германии. Каждый инструмент стоит около ста евро", — рассказала нам Мадина. По ее словам, инструменты очень просты в использовании, поэтому играть на них она начала почти сразу после покупки. Так, на калимбе нужно указательными пальцами нажимать на металлические пластинки, которые, вибрируя, издают звуки, а на ксилофоне — ударять по деревянным брускам молоточком. "Играю уже три года", — говорит девушка и признается, что денег за свою игру не просит и просто знакомит прохожих с другой культурой. Однажды случайные зрители пригласили одесситку к себе в гости поиграть. Встреча закончилась совместным путешествием.

Мадина. Знакомит всех с калимбой и ксилофоном из Африки.

ДНЕПР: химик и "металл"

Весьма широк репертуар уличных музыкантов Днепропетровска — тут можно услышать игру перуанских флейт, ковбойские, латинские мелодии, песни под гитару и классическую скрипку. Студент-химик Андрей Бабиков, которого мы повстречали в парке им. Глобы с гитарой и микрофоном, признался, что поет не ради денег, а потому, что не смог поступить в музыкальный вуз. "А ведь хотелось показать всем, что я могу", — говорит парень. Сегодня десятки отдыхающих собираются вокруг будущего химика, чтобы послушать бессмертный хит "Металлики" Nothing Else Matters. Заработки Андрея бывают разными: от 30 грн за несколько часов до 500 грн за полдня. "Иностранцы и фанаты группы бросают крупные купюры", — признается гитарист и добавляет, что недавно владелец одного из ресторанов предложил ему выступать у них по выходным.

"Хотел показать, что я могу"

ДОНЕЦК: аккордеон под звуки гаубиц

"Как в оккупированном немцами Париже!" — грустно шутили дончане, когда на фоне обстрелов города на бульваре Пушкина в центре Донецка был слышен джаз. Говорят, в Париже во время войны было так же: люди играли и пели под аккомпанемент артиллерии. Дончане называют свою музыкальную историю сюрреализмом, но это реальные музыканты. Под звуки залпов, когда Донецк слушал войну, выступали две группы музыкантов. Да и сейчас выступают. Первая — двое бодрых стариков с барабаном и аккордеоном. Анатолий Бухтияров и Николай Гладков — символ военного города. Они играют все подряд — от "Рио-Риты" до "Вышел в степь донецкую". Вторая группа — молодежь, собранная из музыкантов консерватории и театров. Саксофон, гитары, ударные, скрипка... Играют современную музыку, бывает, и хард-рок "вжарят", а могут и Баха исполнить. Под гулкое гаубичное "ба-бах" каждые 10 секунд. Но музыканты с такта не сбиваются, привыкли. "Ну, страшновато бывает, ну и что", — говорят. Парни уверяют, что бывало стреляли так, что ноги предательски дрожали. "Но никто из нас не убежал. Как-то все стало безразлично, словно выгорело что-то. Вот к джазу — не выгорело, а эти постоянные "ба-бах" уже привычными стали", — говорит саксофонист Андрей.

Под звуки "Града". Залпы не сбивают музыкантов с такта.

ХАРЬКОВ: друзей слушала "5’Nizza"

Возле оперного театра в Харькове собираются толпы, чтобы послушать уличный концерт семерых парней из HeartBeat Brass Band. В репертуаре харьковского брасс-бенда (ансамбля, состоящего из медных духовых инструментов. — Авт.) — как авторские композиции, так и зарубежные и украинские хиты, которые приобретают особое звучание благодаря трубе, саксофону, тубе и тромбону.

Некоторые участники Heart­Beat Brass Band знакомы с детства, поскольку играли в одном духовом оркестре. А с другими участниками группы познакомились во время обучения в музучилище. "Репетировали на заднем дворе, подальше от других ушей. Наша музыка сложная, а мы тогда еще не были профессионально подготовлены", — вспоминает 22-летний основатель бенда Александр Федоров. В один из весенних вечеров семеро выпускников все-таки захотели показать, сколько позитива и энергии несет в себе их музыка, и вышли к ХНАТОБу. Сначала подошел один человек, потом — второй, третий, а через полчаса коллектив уже окружили со всех сторон. Теперь уличные выступления HeartBeat Brass Band собирают сотни слушателей в Харькове и других городах, по которым ребята ездят. В толпе зрителей замечали и известных людей, например участника группы "5’nizza" Андрея Запорожца и писателя Сергея Жадана.

HeartBeat Brass Band. Яркие выступления собирают сотни зрителей.

ВО ЛЬВОВЕ: джаз от юных бандуристок

Бандуристки, 20-летняя Ярина Харатон и 17-летняя София Матвеев, выступают возле Латинского кафедрального собора во Львове всего несколько месяцев, но уже собирают вокруг себя толпы. София учится на музыканта и говорит, что карьеру артистки ей пророчили с детства, поскольку голосила она громче братиков и сестричек. Ярина — будущий генетик, а 10-килограммовую бандуру с 64-ю струнами берет в руки в свободное от учебы время, исполняя на народном инструменте украинскую музыку, джаз и даже рок-баллады. "Сначала было не по себе, но когда мы поняли, что людям нравится, неловкость исчезла", — призналась Ярина.

Девушки уверяют, что работают не ради денег, а для эмоций и новых знакомств, хотя бывает, что слушатели накидают по три сотни гривен на каждого за 2—3 часа. "Смешно бывает, когда просят сыграть на заказ: однажды даже заказывали рэп-композицию от Эминема! А недавно в шляпе с деньгами я нашла купюру с номером телефона и подписью "Леха", — признается София.

По словам львовских студенток, бороться за место под солнцем с другими музыкантами им не приходится, зато с местными жителями бывают проблемы: "Бандура играет негромко, но одна женщина, живущая в доме по соседству, заметив нас, выставляет в окно магнитофон и зачем-то на всю громкость включает "Смереку".

Ярина и София.