Режиссер Виллен Новак: "Я раздел Ленина, чтобы показать – он тоже человек"

14 марта 2014, 21:28
Режиссер популярных фильмов и сериалов рассказал "Сегодня", как уговорил актера Юрия Каюрова раздеться на экране в роли Ленина и почему сомневался в таланте Дмитрия Певцова

Новак не любит долгих поисков убийц и "зубодробиловку". Фото: М. Львовски

— Виллен Захарович, среди многих ваших кинодостижений, включая самые кассовые фильмы года, есть и достаточно необычное. Вам первому на советском экране удалось раздеть Ленина...

— Это было во время горбачевской перестройки, тогда уже пошел разброд… Фильм 1987 года "В Крыму не всегда лето" — о младшем брате Ленина, Дмитрии Ильиче Ульянове. Там достаточно человечная сцена: брат-врач осматривает своего родного брата, прослушивает его — чем он болен, пытается выяснить состояние здоровья. До съемок долго размышлял и в итоге пришел к мысли, что ничего страшного в этом нет — Ленин же тоже человек, и писает, и голым иногда бывает. Он же все-таки не из космоса, из того же материала сделан, что и мы. Так почему бы не раздеть? Хотя боялся, что попросят эту сцену вырезать. Но как выяснилось, переживал напрасно — тогда уже пошел разброд, перестройка, и даже моим приемщикам было не до кино. Они даже поддержали — о, раздел Ленина. А вот Юрий Каюров, который почти в 20 фильмах сыграл Ленина, от такой идеи в восторг не пришел. Он насторожился, спрашивает: как же мы будем раздеваться? Нормально, говорю, разденемся и все. Так это ж Ленин! Как-то стремно… А вот так! Положитесь на мое ощущение. И все как-то прошло хорошо. Жаль, что картина случилась в такое время, прокат уже начал уходить куда-то в землю. Фильм получился достойной, хоть там и вожди наши, ныне низложенные. Но я о людях рассказывал, а не вождях. В этом фильме мне другой кадр очень нравится: когда Дмитрий Ульянов снова возвращается в Крым, побывав в Москве у Владимира Ильича. Дмитрий поворачивается в отъезжающей машине и смотрит в заднее стекло. И мы его глазами видим на фоне Кремля удаляющуюся фигуру Ленина. Он уменьшается, уменьшается… И остается такая маленькая фигурка на фоне громадных кремлевских строений. Я даже тогда и не понимал так, как потом понял, почему это снимаю. Фигура настолько может быть велика и при этом по своей сути вот такая маленькая — прячется и исчезает... Ради этого кадра, возможно, я и снял сцену приезда Дмитрия к брату.

Реклама

— Где вам еще в Крыму довелось снимать тогда?

— Ну, во-первых, в Ялте горы снимали, в Бахчисарае, в Симферополе... Да практически весь Крым. У нас же снимался тогда замечательный актер и режиссер Андрюша Ростоцкий. Я всегда рассказываю артистам о нем с той точки зрения, что вот завтра съемки, а нас завалило снегом. Был такой год. Действительно, "в Крыму не всегда лето". Редко снег бывает и вдруг такое — завалило, отрезало. Часть группы в Коктебеле жила, мы в Феодосии были — не добраться никак. Неделю, по-моему, рубили тоннель в снегу. И то сначала в одну сторону машины пускали, потом только в другую… Самолеты не летали, а у него завтра съемки. Ну все, думаю, пропал съемочный день, потому что Андрюша не доберется. И все было как-то безумно странно: ночью вдруг открывается дверь — а мы там все сидели, думали, чем бы заменить… И вдруг открывается дверь, заходит Андрей. Этот человек добрался к нам поездами, машинами — в общем, не так, как ждали. Но это его отношение к делу! Он просто вошел и сказал: "Я здесь".

— Вы в разные времена доказывали, что умеете "делать кассу", но при этом сейчас вы ищете продюсеров, а не они вас. Почему?

Реклама

— Для меня это тоже загадка — почему так. Я уже не раз подтверждал, что могу обеспечить и зрительский интерес, и сборы. "Дикая любовь" была первой по прокату, собрала денег больше, чем другие популярные тогда картины. И "Принцесса на бобах" прошла с бешеным успехом — знаю, продюсеры тогда заработали для себя хорошие деньги. Не понимаю, что еще нужно. Я всегда думаю о том, чтобы зрителям было интересно смотреть кино. Мне неинтересно сидеть в пустом зале, неинтересно показывать кино друзьям и близким, мне интересно, чтобы зрители были охвачены теми же страстями, которые на экране, чтобы они их соотносили со своей жизнью. Я не делаю свои фильмы в стол или в сундук… Может, поэтому их у меня не так уж много.

— С ТВ у вас тоже отношения непростые...

— Не люблю я сериалы и не берусь за все, что мне предлагают снимать. Хотя надо же на хлеб зарабатывать. Звонят еще, слава богу, не забывают, но я говорю: пришлите сначала почитать сценарий. Если это очередная "зубодробиловка" или опять очень долгий поиск убийцы, отказываюсь сразу. Жду свою тему. Так совпали интересы мои и заказчиков в случае с "Остановкой по требованию". Когда прочитал сценарий, потирал руки от зависти к себе — какая история, настоящая литература! Потом еще выяснилось, что и писатель очень интересный из глубинки, из Саратова — Алексей Слаповский. И я, конечно, согласился. На ТВ же не все просто. Хочешь — не хочешь, а режиссерское кино превратилось в продюсерское: диктат идет такой, что нам и не снилось. Раньше мы плакали от государства: нам говорили, что можно, а что нельзя. Сейчас продюсер говорит: вот этот артист — и точка. Так у меня получилось с "Остановкой...". Я не видел в главной роли Диму Певцова. Вот Олю Дроздову сразу увидел, а к ней в пару главного героя долго искал. По внешнему облику и поведенческой линии — это человек не от мира сего, такой интеллигентный "тюфяк". Я пробовал Андрюшу Соколова, Андрея Ильина, других. И я уже и хотел на эту роль Ильина. А мне сверху говорят: нет-нет, с этим мы работать не будем — попробуй Певцова… Перед ним я виноват. Я нашел ему очень тяжелую сцену на пробы, чтобы сказать: ну посмотрите, Певцов не может вытянуть эту роль. Горжусь тем, что поменял свое мнение об этом актере. Я думал, что этот "По прозвищу "Зверь" — просто накачанный парень, который не имеет какого-то глубокого душевного состояния. Но как раз на пробах выяснилось, что это классный артист.

Реклама

РЕЖИССЕР НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Имя: Виллен Новак
Родился: 3.01.1938 в Глезно (Украина)

Ему всегда удавалось делать свое кино с "кассой" для прокатчиков: в эпоху брежневского застоя — "Красные дипкурьеры" (1977), на этапе перестройки — "Гу-га" (1989), в постсоветский период — "Дикая любовь" (1993) и "Принцесса на бобах" (1997), и уже в наше время — "Стреляй немедленно!" (2008).