Режиссер "Дня рождения буржуя": "Ехать работать в Россию нет никакого желания"

25 марта 2014, 18:00
Анатолий Метешко рассказал нам, как снимал свой новый фильм "Трубач", о чаепитиях с Донцовой, почему отказал русскому Первому каналу и как работал с Высоцким

60-летний режиссер. «Снимать военные фильмы гораздо легче, чем картины с детьми»

Имя: Анатолий Матешко
Ро­дил­ся: 27.09.1953 в Гостомеле (Ук­ра­ина)
Карьера: режиссер, актер

По сюжету нового музыкального фильма режиссера, у 13-летнего трубача оркестра Коли Шевченко перед конкурсом воруют музыкальное произведение. "Кроме этого, накануне конкурса его любимый педагог (Алексей Горбунов) ломает ногу, — рассказал нам Матешко. — На его место приходит плохой человек (Владимир Горянский). И пытается все разрушить. Кажется, что мальчик теряет свою мечту. Но парня, когда он оказывается на улице, слышит известный музыкант. Он покупает мелодию и даже дарит мальчику свой инструмент". Фильм снят на украинском языке. В ролях: Нонна Гришаева и Олеся Жураковская.

Реклама

С украинским режиссером Анатолием Матешко ("День рождения Буржуя") мы встретились за кофе в столичном Доме кино. Благо для этого есть хороший повод — уже 27 марта в прокат выходит новая картина Анатолия Николаевича "Трубач" (семейный фильм о детях, играющих в музыкальном оркестре, снятый в традициях добротного музыкального кино).

О НОВОЙ КАРТИНЕ. "Я долго мучался, имеет ли смысл выпускать "Трубача" (бюджет — 16 млн грн. — Авт.) именно сейчас. Казалось бы, ситуация в стране самая что ни на есть неблагоприятная — ну какое тут кино. А потом взял и успокоился. Во-первых, у детей каникулы — пусть посмотрят фильм о себе, а во-вторых, что будет завтра — этого никто не знает. Вдруг, не дай бог, конечно, все еще усугубится. Так что лучше мы сейчас выйдем в прокат".

О КОНКУРЕНЦИИ. "Забавно, но если на экраны наконец-то выходит украинский фильм, то он выходит не один, а с компанией. Вышел "Иван Сила", а вместе с ним — "Тени незабытых предков". Появилась "Зеленая кофта" — тут же выходит "Трубач". Считаю, что это хорошо. И это даже не конкуренция. Идеально — это когда зритель заходит в кинотеатр, а там набор отечественных картин — такой себе массив, из которого ты выбираешь именно ту, что тебе самому интересна".

Реклама

О ДЕТЯХ И ГОРБУНОВЕ. "В жизни Алексей Горбунов (играет руководителя детского оркестра. — Авт.) много и смачно матерится. Но с детьми он другой — причем Алексей моментально нашел с ними общий язык. Он же невероятно музыкальный человек — это его стихия. Он брал гитару и что-то там начинал наигрывать, и детвора моментально "кучкувалась" вокруг него. Ведь все дети, играющие у нас, — профессиональные музыканты. И они были готовы играть по 6 и больше часов — без перерывов, без устали делая новые дубли. Скажу вам откровенно, я жутко устал на этой картине — все это было невероятно интересно, но сложно. Куча людей на площадке, все что-то играют (в картине звучит 9 оригинальных композиций, специально написанных "под фильм". — Авт.). Военные картины — и то проще снимать (смеется). А потом я столкнулся еще вот с какой проблемой: всем детям-актерам — 13—14 лет, и тут они начинают вдруг резко расти. Хоть бери и отменяй съемки. Я ведь первоначально думал взять на главную роль своего сына Николая, но он вымахал выше меня. В итоге я снял его в парочке эпизодов, а на главную роль взял Леню Шевченко (в этом месте нас попросили уточнить, что за Шевченко поет другой мальчишка — Влад Каращук, а то парень жутко обижается, что о нем никто не вспоминает. — Авт.). Снимали же мы все в Киеве в бывшей царской больнице для детей на Парковой дороге (несколько лет назад там же снимали некоторые сцены для фильма "Матч" с Безруковым. — Авт.), но самого Киева в фильме толком и нет — к сожалению, город у нас некинематографичный уже: изуродован хаотичной рекламой.

О МАШКОВЕ. "Я очень люблю Володю Машкова. Считаю его невероятно пластичным и талантливым актером. В кино он дебютировал именно у меня — в картине "Зеленый огонь козы". Мы с ним поддерживаем отношения, созваниваемся. Думали одно время о новом совместном проекте, но не срослось. И мне по-человечески приятно осознавать, что если я вдруг приглашу его к себе в картину, то он мне не откажет. Но еще приятнее мне было, когда я узнал от него, что он не подписал то позорное письмо (в котором российские деятели культуры высказались в поддержку решения Путина о защите Крыма. — Авт.). Хотя ему предлагали".

О ПРИГЛАШЕНИИ В РОССИЮ. "Недавно позвонили и предложили выступить в передаче на Первом канале — высказаться по тому, что происходит сейчас между нашими странами. Первое, что я у них спросил: "Передача будет идти в прямом эфире?". Оказалось, что в записи. И я отказался. Я же знаю, во что можно превратить человека с помощью монтажа. Не знаю, что будет после "Трубача" — проектов у меня пока других нет. Был один — о том, как детей воспитывают для казацкой Сечи — может, с ним все-таки получится что-то придумать. Сценарий уже есть. Но если пригласят работать в Россию... не знаю. Нет желания туда ехать. Никакого".

Реклама

О РАБОТЕ С ДОНЦОВОЙ И УСТИНОВОЙ. "Эти женщины — суперуспешны. И они умеют ценить чужой труд. Потому, когда я снимал фильмы по их произведениям ("Даша Васильева", "Подруга особого назначения". — Авт.), то меня никто из них с указаниями не доставал и жизнь не портил. Мы просто работали. С Донцовой так вообще чаевничали частенько — очень позитивный человек, без понтов и гонора. Она рассказывала мне, как стала писательницей. Как родные над ее писаниной посмеивались и как резко перестали, когда на гонорары от книг она купила дом.

О БУРЖУЕ. "Мне жаль, что Валера Николаев не раскрылся должным образом. Это ведь очень яркий актер. Думаю, дело в его характере. Ему надо было как-то "взрываться" для того, чтобы ярко сыграть. Потому он обожал спорить, дискутировать... И единственный, кто мог его как-то успокоить и направить в правильное русло, была Ирочка Апексимова. Но они ведь развелись потом... Сейчас я с Николаевым не общаюсь и никакой связи не поддерживаю — так уж у нас с ним сложилось".

О МАГИИ НАЗВАНИЯ. "Фильм "Зеленый огонь козы" пленил меня своим бредовым названием. Только тогда он назывался еще страннее — "Теплый зеленый огонь козы". Так вот, сценарий написал Аркадий Высоцкий — сын Владимира Семеновича. И там много личного — из его жизни. Мы когда выбирали актера на роль отца, под которым, понятное дело, подразумевался сам Высоцкий, то решили взять на эту роль актера, непохожего внешне на барда. И взяли Виктора Авилова. Потому что в нем тоже был нерв Высоцкого, харизма... И когда мама Аркадия Высоцкого — Людмила Абрамова увидела сцену с ним (Авилов прощается с сыном, машет ему рукой. — Авт.), то сказала: "Боже мой, я увидела живого Володю". А вообще, было и другое название у картины: "Завтра будет ветер". Перед съемками я узнал, что в Киев ненадолго заехал Параджанов. Он был после отсидки, своего жилья у него не было, и он остановился в гостинице при киностудии Довженко. Я пришел к нему, а он, узнав, что сценарий Аркадия, оживился так: "Я знал его отца — дай почитать". Я говорю, мол, что — прям все читать будете? А он: "Чтобы понять, что это из себя представляет, мне и двух строк хватит". И вот он взял листы, просмотрел и сказал: "Сценарий написал действительно талантливый человек". А что касается названия "Завтра будет ветер"... Наверное, стоило действительно так назвать фильм. Получилось бы пророчество. Ведь потом рухнул Союз и был ветер...".