Ревизора "слепили" чиновники

12 сентября 2007, 15:40
Киевский театральный сезон можно считать открытым. Малый театр, в последний раз привозивший спектакли в столицу 8 лет назад, покорил публику своим "Ревизором". Четырехчасовой спектакль не покинул ни один зритель.

"Россия хочет вести войну!" — констатирует, запуганный приездом инкогнито из Петербурга, судья Ляпкин-Тяпкин (Борис Невзоров). "Надписи над кроватями в лазарете нужно сделать на латыни — кто и когда заболел!" — дает наставления городничий (Александр Потапов) Землянике (Александр Клюквин), а смотритель училищ Лука Лукич (Эдуард Марцевич) от волнения еле держится на ногах… Соломину удалось на деле доказать, что "суть не в Хлестакове. Страх чиновников — вот что важно". Вот только его чиновники настолько обаятельны, что их поневоле жалеешь.

Реплика Земляники о том, что "Человек простой если умрет — и так умрет, а если выздоровеет — и так выздоровеет", которая на репетиции год назад рассмешила Полякову, заставила хохотать и киевлян (наверное, в зале было много "простых" людей). Хлестаков в исполнении молодого Дмитрия Солодовника по началу меня просто возмутил: я все время сравнивала Хлестакова Гоголя и Хлестакова-Миронова (поставленного когда-то в театре Сатиры) — он поражает своим напором и самоуверенностью даже без гроша в кармане. А Хлестаков Солодовника настолько "невзрачный и тоненький" (каким уже после разоблачения увидит его городничий) — даже своего слугу Осипа (Виктор Низовой) он бьет платком по лицу с такой инфантильностью и беспомощностью! Страх чиновника более чем убедителен, но замысел Соломина раскрывается только к концу — он показал развитие Хлестакова поэтапно, раскрывая мораль самого Гоголя — "Вначале был взяточник, и только потом — ревизор". Чиновники своими руками создали Хлестакова. Теперь им остается только давать "на лапу". Даже жена городничего (Людмила Полякова) не отстает от супруга: "Приходи, Осип, ко мне — тоже получишь!" В Анне Андреевне Поляковой есть все: тонкий юмор, кокетство, строгость, расчетливость… Соломин не ошибся, выбрав ее на главную роль. Одному из самых длинных спектаклей, хронометражем в 4 часа, зритель аплодировал стоя — ни один человек не покинул зал между действиями.