Реклама на улицах: от скандалов до курьезов

5 августа 2010, 07:12
Сталин помог коммунальщикам, а 8-й заповедью пытались забрать деньги у Виталика.

Неприятно. По невнимательности собственников билборда поздравление юному киевлянину разместили рядом с социальной рекламой, направленной на борьбу с наркоманией

Смотрите ФОТО

Пять лет назад вся Украина оживленно обсуждала билборды с призывом заняться любовью. Помните: "Нас має бути 52 мільйони. Кохаймося!". Это была первая самая цепляющая социальная реклама в нашей стране, а недоуменных, а то и возмущенных разговоров она вызвала немало. Народ возмущался: "Какие дети, когда квартиру не купишь!", а то и зло пародировал слоган: "Врачам не хватает больных. Кохаймося!". Особый смысл билбордам придавало расположение некоторых рекламных щитов — один такой билборд с призывами "кохатися" стоял на Окружной — прямо рядом со "жрицами любви", еще один плакат красовался у... кладбища.

Реклама

Мы решили вспомнить еще ряд билбордов, к которым месте с агитацией приклеились ярлыки: "скандальные", "забавные" и даже "курьезные".

ТОРТ ЗА "УРОДА". Еще одна яркая социальная реклама была направлена на борьбу с наркоманией, которая ведет в том числе к паталогии развития малышей у родителей, пристрастившихся к дурману. Думаю, что читатели без труда вспомнят: "Мамо, чому я помер?" и "Мамо, чому я урод?". Плакаты вышли столь шокирующими, что их было решено снять раньше срока размещения рекламы. Причина: негуманность к наркозависимым и оскорбление родителей инвалидов — ведь многие из них не жертвы наркомании.

Отдельного рассказа заслужил плакат, который провисел в Киеве меньше суток и сняли который совершенно по другому поводу. По — даже не иронии — сарказму судьбы слоган: "Мамо, чому я урод?" наклеили рядом с плакатом, поздравлявшим киевлянина Алешу с днем рождения. Рекламное агентство извинилось перед разгневанными родителями и предложило в качестве компенсации... торт. Мама и папа от сладостей отказались, но и в суд не подали. "По окончанию акции мы провели небольшое расследование и выяснили, что наркотики стали покупать реже", — говорит Артем Биденко, глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины.

Реклама

Что же касается итогов "Кохаймося!", то за пять лет население страны уменьшилось — сейчас нас 45,8 млн (пять лет назад было — 47,1). Но что любопытно: спустя 9 месяцев после призыва был небольшой демографический скачок (в апреле родилось — 34,7 тыс. украинцев, в мае — 39,4, в июне — 36,9). Впрочем, "всплеск" мог быть вызван и тем, что август открывает сезон браков.


Весной этого года в Киеве былонесколько десятков подобных лайтбоксов и билбордов

ЗАПОВЕДЬ. Этой весной в Киеве появились плакаты: "Восьмая заповедь — не кради! Виталик, верни деньги (акции), побойся Бога!". Больше десятка билбордов и транспарантов над проезжей частью было посвящено загадочному должнику. О том, кому именно адресовано послание, рекламные агентства отвечать отказывались. Киевляне же судачили: на такую "наружку" было потрачено несколько тысяч долларов, какой же умопомрачительной должна быть сумма долга! Вскоре на официальном сайте российского холдинга, работающего в сфере электроэнергетики и газораспределения, появилось объяснение: директор дочерней компании в Украине — без ведома московских коллег — продал ее акции. Позже выяснилась и сумма — около $5 млн. "Нельзя не признать, что реклама достаточно точно совпадает с позицией наших доверителей — холдинга — относительно Виталия", — сказали юристы. Но заказчика не назвали, сославшись на то, что не занимаются размещением наружной рекламы, как и то — удалось ли вернуть долг.

Реклама

ЧОБЛЯ: ДАЛИ 20 ТЫСЯЧ ГРИВЕН

Этой весной "Гала-радио" провело конкурс на самую смешную фамилию. Участники получали "прописку" на билбордах, а украинцы возмущались, читая огромные надписи: "Твой парень — Дармопук?" или "Твой сосед — Шмаровоз?". Плакаты были столь вызывающими, что ими заинтересовалась Нацкомиссия по морали. Хотя, как позже выяснилось, люди с такими фамилиями были реальными. Конкурс закончился раньше, чем был вынесен хоть какой-то вердикт — победительницей стала жительница Запорожской области Анна Чобля. Она получила главный приз — 20 тыс. грн, и пообещала потратить их на ремонт.

ОДЕССА: СТАЛА ПУПОМ ЗЕМЛИ


Месть. Под пикантной рекламой указали телефон начальницы КРУ

В июне прошлого года на билбордах в Одессе появились изображения женщины в объятиях стриптизера. Подпись гласила: "Бар "КРУжок", КРУтейшее обслуживание, КРУглосуточно", чуть ниже — мобильный телефон тогда еще начальницы облКРУ, а ныне "экс" Лилии Томашевской. Снятие с должности совпало с появлением этих билбордов в городе. Даже спустя год она остро переживает произошедшие. "С чего вы взяли, что на том плакате я? — резко говорит Лилия. — Да, телефон мой, и я его не меняла. Мне скрывать нечего. Люди, которые мне звонили и до сегодняшнего дня звонят, прекрасно понимали, для чего эти билборды были размещены". Лилия не захотела говорить о том, кто, по ее мнению, заказал "компромат". Но в городе поговаривают, что скандал разразился после проверки КРУ финдеятельности мэрии, обнаружившей значительные нарушения. Кто заказчик, можно только догадываться. Мэр Одессы Эдуард Гурвиц ситуацию не комментирует.

А вот оппозиционного депутата Алексея Гончаренко, который настаивал на том, что местные власти завысили тарифы на "коммуналку" и пора их снизить, горожане наблюдали на билбордах в виде белочки из "Ледникового периода". Неизвестный автор этого обвинительного креатива намекал, что за те низкие цены, за которые он ратует, он сможет получить лишь условия белки на морозе: "Мне очень симпатичен этот персонаж. Я тоже очень люблю орехи. И я отнесся к этому с юмором". Белочка-Гончаренко радовала прохожих несколько зимних месяцев.


Не понравилось. Не все были рады, что Одесса — это пупок на пузе

Богата Одесса и на патриотичную рекламу с пресловутым одесским юмором. Так, жители "жемчужины" и ее гости наблюдали фото мулата с корабликом на черных кудрях и подписью "У Черного моря". Еще один плакат: на животе упитанного мужчины — карта страны, где Одесса совпадала с пупком. Но далеко не у всех одесситов шутка вызвала улыбку: "Неужели Одесса — это пупок на огромном пузе? Это же просто неэстетично!".

ДОЛГИ: ВОЗВРАТ СТАЛИНЫМ


Отец платежей. Плакаты сделали горожан ответственней

Весьма оригинальную кампанию развернула в 2008 году "Донецкгортеплосеть". "Каждую неделю мэр макал нас носом в долги по комуслугам, — рассказывает "Сегодня" Александр Семченко, экс-заместитель директора ведомства. — Так как на обычные просьбы заплатить за отопление и горячую воду дончане не реагировали, мы решили придумать что-нибудь эдакое, креативное, чтобы всколыхнуть город". Так в Донецке и появились баннеры, на которых боец Красной Армии поднимает на штыке карикатурное изображение Гитлера, а также портрет Сталина с надписями "Кто не платит за тепло — будет наказан". По мнению авторов: Сталин ассоциируется "с порядком и хорошей дисциплиной". "Результат превзошел ожидания. Новость, как говорят, пролетела от Азии до Америки. Кто-то хвалил, кто-то ругал матом. Главное — платежи населения составили почти 100%", — доволен Семченко.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА: ИРОНИЯ ОТКЛЕЕВШЕГОСЯ ПЛАКАТА И ВОПРОС ОТ САМОГО ИЛЬИЧА

На первый взгляд — плакат как плакат. Но внимательно прочитайте слоган! Сырая погода и халатность собственников билборда привели к ЧП. Наклеенные один поверх другого плакаты отклеились, а надпись сложилась так, что нарочно не придумаешь.

Стремясь лишний раз напомнить о себе, луганские коммунисты забавно использовали юбилей вождя мирового пролетариата: разместили 40 билбордов с риторическим вопросом и пообещали, что вскоре с плакатов "заговорит" Сталин.

ДОЛЖНИКОВ "ПОВЕСИЛИ" НА ДОСКУ ПОЗОРА ПО ВСЕМУ ГОРОДУ, А ЮРИСТЫ "ТОПЯТ" СВОИХ КЛИЕНТОВ

Ноу-хау тернопольских коммунальщиков дало свои результаты — публичный позор заставил таки должников рассчитаться с ними. А для других горожан стал наукой. Как итог — число примерных потребителей выросло.

Авторы коллажа преследовали иную цель, но реклама, увы, наталкивает на неприятный вывод, что спасение утопающих — таки дело рук самих утопающих. Ведь юрист протягивает ладонь не тонущему, а совершенно в противоположном направлении.

РОССИЯ: ЗА ЦИНИЗМ — ШТРАФ


Турагентство. Стало популярным после остроумной рекламы

Коллеги украинских рекламщиков из России также, частенько, оказываются в центре скандалов. Например, весной 2007 года в Екатеринбурге появились плакаты: "Закопай тещу в песок за 399 у.е." и "Сбрось маму в море за 399 у.е.". Рекламировались не услуги киллера, а услуги турагентства, и вполне успешно. Агентство стало одним из самых популярных в городе, но больше столь провокативную рекламу не проводило — слишком много выслушали упреков в неэтичности.

МАМА МЫЛА РАМУ. Эту фразу из букваря использовали для рекламы окон весной этого года в Ставрополе. Для начала креативщики нарисовали на асфальте контуры выпавшей из окна женщины (с тряпкой и ведром). Картинку дополняла вышеозвученная фраза. Спустя время в городе появились и баннеры: "Наши окна мыть не надо — берегите ваших мам" и телефон компании. На фирму обрушился шквал звонков: как покупателей, так и возмущенных цинизмом рекламы горожан.

"КТО НЕ В РRADA — ТОТ ЛОХ". За серию плакатов с таким слоганом компания, владеющая Московским ЦУМом, заплатила штраф 400 тыс. рублей (104,5 тыс. грн.). Реклама была адресована школьникам. На ней девочка, нарисованная в мультяшном стиле, говорила медвежонку: "Ты не модный, прощай" или замечала: "Я одна в классе... Действительно одна! Просто от зависти все лопнули". Еще одна реплика: "Папочка. Если ты меня действительно любишь! Купи! Купи! Купи!" (туфли, платье, шляпку... и перечень брендов). Эти слоганы противоречили требованию закона о рекламе, где четко указано о недопустимости "негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами". После скандала и штрафа лозунги на плакатах были заклеены (сами рисунки остались).