Редкие профессии: каскадеры получают от $1500, но женщинам в их ряды пробиться сложно

16 сентября 2014, 15:00
Получить эту профессию можно за 2—5 лет учебы в специализированной школе

Сейчас в Украине работает около ста каскадеров. Из них всего пятнадцать — женщины. В среднем один профи зарабатывают от $1500 в месяц.

Эти люди могут творить невероятные для обычного человека вещи — именно благодаря им зрители видят в фильмах и сериалах захватывающие трюки. Но сами каскадеры, как правило, остаются за кадром — плоды их работы видят миллионы людей, но очереди за автографами к ним не выстраиваются. Что значит быть каскадером в Украине, как получить такую специальность и сколько  можно заработать — на эти и многие другие вопросы "Сегодня" ответили специалисты Минобразования и Минсоцполитики. И, конечно, сами профессиональные каскадеры.

Реклама

УЧЕБА И СТАЖИРОВКА

Эта профессия требует постоянных физических усилий и внимательности. Потому и берут в нее лишь людей с крепким здоровьем, хорошей физической подготовкой или спортивным прошлым. Возраст начала учебы тоже ограничен — обычно это 18—30 лет.
В профессию можно попасть двумя путями. Первый — искать самому уже сложившиеся каскадерские группы. Сделать это можно, например, через такие организации, как "Лига каскадеров Украины" или "Международная ассоциация профессиональных каскадеров "Украина". Найдя контакты, нужно обзвонить всех и предложить свои услуги в качестве стажера. Возьмут того, кто по физическим и психологическим данным будет отвечать требованиям режиссера-постановщика трюков (он же — руководитель каскадерской группы).

Поначалу стажеру ничего серьезного доверять не будут — лишь задания вроде "принеси-подай". Потом его научат основам — например, вязать узлы, падать, устанавливать страховки и т. д. И лишь после этого доверят выполнение простых трюков. На освоение основ может уйти от 2 до 5 лет. Вся учеба будет проходить не только на тренировочных площадках, но и во время киносъемок (там можно получить роль помощника каскадера или актера массовки).

Реклама

ПОЧТИ ТЕАТР. Второй путь менее сложный — обучение в единственной в Украине школе каскадеров на базе театра-школы "Образ" (школа работает в России, Украине и Беларуси). По словам исполнительного директора киевского представительства школы Елены Орловой, каскадерский курс длится около 12 месяцев, после его окончания выпускники получают сертификат. Стоит обучение 700 грн в месяц. Требования при поступлении к кандидатам практически те же, что и для стажеров, которые попадают в каскадерские группы. В школе каскадеры учатся основам кинотрюков — как на базе школы, так и на съемках. После окончания учебы преподаватели могут дать выпускникам рекомендации для дальнейшего устройства на работу, а самых талантливых пригласить в свою команду.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ЛЬГОТЫ

Уже работающий специалист может стать старшим каскадером или режиссером-постановщиком трюков. Но для этого, по словам директора Департамента профтехобразования МОН Вячеслава Супруна, нужно иметь звание мастера спорта по спортивно-трюковым направлениям: акробатике, плаванию (обычному и подводному), борьбе, автомотоспорту, альпинизму, парашютному спорту и т. п. А еще — высшее профильное образование. В стране режиссеров-постановщиков трюков не выпускают, потому образование нужно получать по одной из близких специальностей (например, "режиссер театрализованных зрелищ и шоу-программ"). Делается это в одном из трех киевских вузов: Нацакадемии руководящих кадров культуры и искусств, Киевском нацуниверситете культуры и искусств и Киевском нацуниверситете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Обучение стоит 12—17 тыс. грн в год. Но и это еще не все: чтобы стать старшим каскадером, нужен опыт работы по специальности от 5 лет, а режиссером-постановщиком трюков — 7 лет.

Реклама

Каскадеры выходят на пенсию независимо от возраста (при стаже не менее 25 лет).

Начало. Стажеры часто принимают участие в батальных киносценах.

ЛИЧНЫЙ ПУТЬ К ВЕЧНОМУ РИСКУ

О работе каскадеров нам рассказал режиссер оригинального трюкового жанра, каскадер, актер, мастер шпаги, зам. директора Лиги каскадеров Украины Андрей Маслов-Лисичкин. "Мой путь в кино был долгим. После школы я закончил училище, потом ушел в армию, а после службы стал работать по профессии сапожником, — рассказывает каскадер. — Но с детства я бредил боями на шпагах, и когда подвернулась возможность, записался в Школу исторического фехтования. Это было моим хобби, которым я занимался в свободное от работы время. Занятия по фехтованию непростые — тут, кроме ловкости и хорошей реакции, нужно иметь отличную физическую форму. Мне, к примеру, очень помогло то, что в старших классах я занимался восточными единоборствами.

После двух лет занятий в школе я с единомышленниками организовал театр исторических боев. Тогда же я ушел с основного места работы и вместе с труппой стал выступать на фестивалях и в ночных клубах. А потом начал искать способы попасть в киноиндустрию. Знаний для работы каскадером явно не хватало, потому я поступил в вуз на режиссера-постановщика трюков. Учеба ко всему прочему подарила мне и жену: она училась там же на режиссера-организатора массовых мероприятий".

Во время учебы Андрей ушел из театра и полностью погрузился в мир кино: это было именно тем занятием, которому он хотел посвятить всю жизнь. "В 2003-м я стал работать как полноценный каскадер, — вспоминает Андрей. — На тот момент я неплохо выполнял трюки по историческому фехтованию, падениям с высоты, акробатические и конные. А еще — трюковые бои, драки и стрельбу. Через два года я собрал свою группу каскадеров и стал работать режиссером-постановщиком".

Первые шаги. Каскадеры начинают с трюковых драк и перестрелок.

Как упасть. Сложность падения зависит от высоты.

ТОНКОСТИ РАБОТЫ

Одна каскадерская группа может быть задействована одновременно в нескольких кино или телепроектах. При большой загруженности половину своего времени в месяц каскадеры проводят на съемках, а вторую половину посвящают тренировкам и отработке трюков. На съемках они могут работать как 3, так и 23 часа в сутки. Причем бывает так, что во время кинопроцесса профи трудятся целый месяц без отдыха либо с двумя-тремя выходными. Зарплата полностью зависит от сложности трюка в конкретных условиях: то, что легко выполнить в пустом спортзале, может быть трудновыполнимым на съемочной площадке. 

Киношные трюки имеют свое деление — например, есть драки, падения, горение, воздушные и пр. Трюки за рулем, штурвалом или на парашюте чаще всего исполняют профессиональные автогонщики, пилоты или парашютисты. А вот все остальное могут делать каскадеры-универсалы — таких большинство среди представителей этой профессии. К слову, у каскадеров есть железное правило: если на съемках или тренировках тебя поймали пьяным или пьющим, то из каскадерской группы выгоняют тут же.

ДЕНЬГИ. За драку с акробатикой могут платить $200—250 (это цена за 8—12-часовую смену). За падение с высоты платят больше — $300—1000. Самые сложные трюки — те, которые нужно выполнить за один дубль (например, когда человек выпрыгивает из взрывающейся машины). Тут такса намного выше — около $1000—4500. Обычно опытный каскадер в месяц зарабатывает от $1500 до 2000. А режиссеру-постановщику дополнительно платят 30% от стоимости трюка, выполненного каскадером.

Каскадеры часто получают легкие травмы — царапины и ушибы. Реже — растяжения, вывихи и легкие сотрясения, а иногда все заканчивается переломами и ушибами внутренних органов. За границей, к примеру, все каскадеры обязательно застрахованы не только обычным медполисом, но и от травм на работе. На постсоветском пространстве это правило не развито — мол, если хочешь обезопаситься, застрахуй себя сам. Многие ребята так и делают, а кто-то не страхуется из-за суеверия, поскольку есть примета: как только застрахуешься, то вскоре серьезно пострадаешь.

КАСКАДЕРСКИЕ РОЗЫГРЫШИ И БАЙКИ: лжебандиты и висельник

Когда женщину-каскадершу для нужного трюка найти не могут, роль "героини" выполняет мужчина: из всего "ассортимента" выбирают актера самого хрупкого телосложения, переодевают его в женскую одежду, наносят макияж и надевают парик. Благодаря искусству оператора, режиссера монтажа и спецэффектов такую подмену зритель не замечает.

Есть у каскадеров и свои шутки. Например, после кровавых драк они не смывают грим, садятся в машину и в таком виде приезжают домой или к друзьям. А по приезде рассказывают красочные легенды о том, как на них напали злоумышленники. 

КУРЬЕЗЫ. "Как-то мы вместе со своей каскадерской командой пытались успеть на съемку исторического фильма, — рассказывает Андрей Маслов-Лисичкин. — Чтобы не тратить лишнее время, еще перед выездом переоделись в костюмы — форму офицеров СС, сели в машину и поехали. Когда приехали в село, где проходили съемки, и решили прогуляться по нему, местным жителям, в основном старичкам, по-настоящему поплохело...

А в другой раз мы делали автоквест по заказу крупной компании. По сценарию сотрудники компании должны были ехать на автомобилях из Киева в Одессу, где проводили корпоратив. На каждом этапе пути они должны были получать и выполнять задания, причем многие подробности были им неизвестны. Например, на первой остановке всю колонну должны были остановить две машины гаишников, среди которых были мои переодетые ребята и один реальный офицер. Далее должны были начаться разборки с инспекторами. В это время по рации псевдогаишникам объявляли (так, чтобы все сотрудники компании слышали), что по трассе двигается машина с опасными преступниками, которых нужно во что бы то ни стало задержать. Спустя пять минут мимо колонны с сотрудниками компании должна была пролететь подставная машина с "преступниками". Ее должны были остановить "работники ГАИ", а "преступники" в ответ начать стрельбу. По сценарию одного "гаишника" должны были тяжело ранить, после чего "преступники" скрывались с места преступления. Потом должен был быстро подъехать бусик и забрать псевдоинспекторов.

Сценарий почти сработал: когда началась "перестрелка", одного из моих ребят "ранило", он упал на живот и начал стонать и дрыгать ногами. Второй "отстреливался", а третий крикнул: "Ложись!" В этот момент все сотрудники компании, что были на обочине, мигом упали на землю, а один с перепугу даже залез под машину. Те же, кто был за машинами, рванули по грязи в поле. Когда авто с псевдопреступниками скрылось, люди начали возвращаться. Один из гостей оказался фельдшером и кинулся к пострадавшему. Лжеинспектору пришлось выдумывать способы его остановить, иначе вся задумка раскрылась бы, ведь настоящих ранений не было. Когда люди начали возмущаться, один из моих ребят ляпнул, что едет еще одна машина с бандитами. Народ подорвался и всем составом кинулся в поле. Подъехал "бусик", забрал "раненых" и "инспекторов" и уехал. А реальный офицер ГАИ еще 20 минут уговаривал всех вернуться, заявляя, что преступники уже проехали. За это время выпили все успокоительное, которое удалось найти. А когда офицер рассказал, что это был розыгрыш, люди не поверили и отказались дальше ехать. Единственное, что их убедило, — это слова инспектора о том, что после реальной перестрелки на асфальте осталась бы кровь. А ее не было. Только после того, как все в этом убедились, люди согласились ехать дальше".

ПСЕВДОПОВЕШЕННЫЙ. У каскадерской группы Андрея был и другой яркий случай. Нужно было снять сцену с повешением человека. Но специальная система для этого трюка была новой, и ее требовалось испытать. Дома этого не сделаешь, и поэтому каскадер вместе с коллегой (дело было вечером) решили устроить испытания в подъезде многоэтажки. Вышли на лестничный пролет, на друга Андрея надели амуницию, накинули псевдопетлю на шею и подвесили на перила. "И тут по лестнице подымается комендант нашего дома, переводит глаза на меня, а потом на "труп", — вспоминает Андрей. — Он подумал, что я убил человека, перепугался и схватился за сердце. И тут "труп" открыл глаза и сказал: "Ну вы чего? Это же для кино. Мы тут репетируем!" В общем, коменданту полегчало, но трехэтажным матом нас все равно обложили".