Проводим лето с пользой: лучшие развивающие игры для детей

12 июля 2015, 14:00
Групповые игры помогут научиться считать, писать школьные сочинения и узнать себя

Состязания. Развивающие игры позволяют и к школе готовиться, и физкультурой заниматься.

Многие родители в силу разных причин не отправили своих детей в лагеря отдыха: не у всех есть деньги на это. Теперь у них стоит вопрос: как организовать школьнику полезный и интересный досуг самостоятельно? Ведь за лето ребенок разучивается концентрироваться и думать, и учеба осенью на первых порах может даваться нелегко даже самым старательным ученикам. С этим надо что-то делать! Ситуацию спасают эксперты: педагоги детско-юношеских центров дали советы мамам и папам, чем развлечь детей дома и на природе, чтобы и весело шло, и на ум пошло.

СОЧИНЕНИЯ НА ВОЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ

Реклама

Родители часто жалуются на то, что ребенок не может писать сочинения, а затруднение вызывает любая, даже самая легкая тема. Педагоги советуют в таком случае поиграть в игру "Сказка". Правило простое: собравшиеся дети определяются с рассказчиком. Он отходит от компании, пока остальные подберут ему 5—10 различных слов. После этого рассказчика подзывают и говорят ему слова (или пишут на листе бумаги, а самые маленькие рисуют). Получив задание, школьник должен сочинить интересную историю, используя слова в том порядке, какой ему нравится. Во время рассказа другие участники могут прерывать повествование и задавать условия, с которыми рассказывающий обязательно должен считаться. Например, если он говорит, что козлята жили в доме и однажды к ним пришел волк, участники могут загадать условие, что козлята всегда открывают двери (или же усложнить задание, сказав, что козлята ни при каких обстоятельствах их не открывают). Так рассказывающему придется фантазировать и искать другое развитие своей сказки в зависимости от поставленного условия. Должны быть использованы все слова, а история должна быть интересной и никому не надоесть. Рассказчиков обязательно должно быть минимум два, чтобы была возможность выделить победителя.

ЭСТАФЕТА. Условия игры можно сделать более гибкими, чтобы каждый мог не только слушать сказку, но и продолжить ее. Для этого участники пишут по 3—4 слова, а затем меняются записками со словами. Когда первый рассказчик заканчивает, он передает этафету другому, который хочет ее продолжить.

Реклама

Урок. После веселого лета писать сочинения будет просто и увлекательно: любая тема будет по плечу.

"СТАРУШКА" РАЗВИВАЕТ ПАМЯТЬ

Чтобы потренировать память и фантазию, педагоги развивающих центров советуют игру "Старушка". В эту игру можно играть любым составом — желательно лишь, чтобы дети были в возрасте от 10 лет. Они придумывают любую тему (например, слова на какую-то букву, названия животных, птиц, городов и т. д.), становятся полукругом и начинают по одному говорить слово, повторяя все, звучащие до этого. Например, Маша говорит "человек", Саша повторяет "человек" и добавляет свое "черепаха", Оля повторяет "человек, черепаха" и добавляет свое слово, например, "часы" и так далее. Те, кто сбиваются или подолгу не могут вспомнить порядок или назвать новое слово, получают прозвище "Старушка" и номер по порядку. Когда последующие ребята будут доходить до этого игрока, они называют весь ряд слов и слово "старушка № такой-то" по очереди того, кто не смог сориентироваться. Например, "человек, черепаха, часы, старушка №1" и добавляют свое слово. Когда очередь снова дойдет до того, кто был назван старушкой, у него есть возможность реабилитироваться и назвать ряд безошибочно, тогда в конце он называет свое слово.

Реклама

Игра в "Старушку"  позволяет  фантазировать  и сочинять сказки.

Педагоги рекомендуют для компании из 10 человек два круга. То есть каждый участник назовет два слова по теме и дважды повторяет весь ряд слов. "Старушки" должны обратить внимание, что им нужно развивать память.

СКАЗКИ. Чтобы оставшимся в "старушках" было не так обидно, в конце игры им предстоит сочинить настоящую историю из тех слов, которые звучали в игре. Это также делается по порядку, но здесь ребята могут подсказывать, если участник снова забыл, что за чем. Так, получается: "Жил-был человек, и подружился он с черепахой. Они договорились встретиться поиграть на площади под зданием, где висят огромные часы. Но в то время, когда человек собрался на встречу, его остановила старушка, которая попросила распутать запутавшиеся нитки", — и так далее. Как правило, в игре есть несколько "старушек", и каждая рассказывает свою историю. В конце игры дети могут проголосовать за самую интересную историю.

ВНИМАНИЕ И МАТЕМАТИКА

Веселая игра с элементами спорта и обучения "Прищепки" подходит для детей двух возрастных групп: от 7 до 10 и от 10 до 13 лет. Она не только позволит ребятам выпустить пар и набегаться от души, но и простимулирует быть внимательными. А еще придется думать, ведь чтобы выиграть, нужно много считать в уме (или на черновике). Из атрибутов понадобятся прищепки разных цветов, бумага, ручка и обозначения к цветам прищепок. Например, красная — это "плюс" или умножить на 2, белая — "минус" и на 3, синяя — на 4 и т. д.

Эта игра особенно хороша, когда собирается 10 или больше детей, но можно играть и меньшим составом. Для младших школьников основное упражнение будет на сложение и вычитание, а для тех, кто старше, можно применять умножение и деление.

ПРАВИЛА. Дети разбиваются на две команды поровну: "рыбаки" и "рыбки". Каждый "рыбак" получает прищепки своего цвета, при этом "рыбкам" изначально вешают по одной прищепке (или они сами их пристегивают). Потом игра начинается: кто-то говорит "на старт!", и "рыбак" должен догнать "рыбку" и прицепить к одежде прищепку своего цвета. После этого рыбакам нужно посчитать баллы в зависимости от того, какого цвета прищепка была первой. Например, на "рыбке" уже имеется красная прищепка (2б), поэтому "рыбак" прибавляет свою синюю прищепку (4б) и высчитывает свои баллы. При этом, догнав рыбку один раз, можно вешать только одну прищепку. Для удобства "рыбак" может уйти в "домик" — остановиться и посчитать. "Рыбки" могут перемещаться как хотят.

После того как "рыбаки" вывешивают все прищепки, они запоминают свои баллы и ждут остальных. Когда справятся все, баллы сравниваются. "Рыбки" считают прищепки у себя на спине по той же схеме. Выигрывает тот, у кого баллов больше всего.