Продуктовые стилисты зарабатывают до $10 000 за съемку

30 июля 2012, 12:52
В необычную профессию в основном идут самоучки.

Как работают фуд-стилисты

Нет такого телезрителя, который ни разу в жизни не восхищался красочными натюрмортами, пивными реками или шоколадными водопадами в рекламе. А когда мы листаем поваренную книжку, руки так и чешутся взять и приготовить такое же сочное и поджаристое, как на картинке. Сделать так, чтобы у зрителя слюнки потекли — и есть работа фуд-стилиста. Сварить вкусно может любой повар, а вот подать продукт в товарном виде, чтобы лучше продавался, доверяют специалистам немного другой отрасли. И чтобы стать им, кулинарный техникум идти не обязательно.

САМОУЧКИ. Для начинающего фуд-стилиста важно не образование, а самообразование, утверждают опытные мастера. "Понадобятся навыки фотографа — нужно понимать, как правильно "модели" разложить, подсветить, в каком ракурсе и на каком расстоянии, — объясняет фуд-стилист Юлия Маланюк. — Это приходит только с практикой — сфотографируйте для начала свой обед и убедитесь, что картинка получается не та, что на столе, и совсем не такая аппетитная, как в журнале, над которым потрудился профи. Начинаешь набивать шишки и учишься на них! Лично я была фотографом, любящим готовить красиво. Со временем пришла к новой профессии". "В Украине никто не учит таким вещам", — соглашается и фуд-стилист с более чем десятилетним опытом Дмитрий Кравченко, путь которого начинался с места ассистента в кулинарном журнале. Из всего киевского "профсоюза" лично он знает только одного фуд-стилиста с "корочкой" — тот специально ездил во Францию, чтобы окончить курсы, остальные — самоучки. "Нужно иметь тягу и способности и перелопатить интернет, изучая, как работают люди, — говорит он. — Разбираться в кулинарии и иметь смекалку". Ведь цель "продуктового" стилиста — показать еду не натурально или вкусно, а идеально.

Реклама

ЗАРАБОТКИ: ОТ 1000 ГРН ДО $10 000 ЗА СЪЕМКУ

"Будьте готовы к тому, что в этой отрасли тоже есть продюсеры. Иногда нужный человек соглашается продвигать тебя за комиссионные в размере 30% твоего заработка, — рассказывает Кравченко. – Начинающим платят меньше, но как только станешь опытным, сам поднимешь свою зарплату". Так, по словам Маланюк, гонорар за одну съемку фуд-стилиста в столице колеблется от 1000 грн до $10 тыс. в зависимости от его авторитета и портфолио. А Дмитрий Кравченко говорит, что в былые времена, когда конкуренция была поменьше и еще не грянул кризис, за день работы мастера получали $400—500. Теперь, когда компании норовят сэкономить и конкурентов все больше, заработки упали до 100—300 баксов в день (один проект занимает обычно 2—3 дня).

КАК ИСКАТЬ ЗАКАЗЧИКОВ

Реклама

Если решили податься в фуд-стилисты, поначалу неплохо бы поработать в хороших ресторанах, постоять за станком и узнать специфику работы, советуют бывалые. В их деле немало сложностей: по словам Маланюк, не сразу наловчишься ловить удачные кадры с продуктами быстро, пока они свежие (мороженое или зелень, например). Приходится уметь быстро ориентироваться по ситуации и предлагать новые решения.

Наниматься на работу в агентство фуд-стилистам не обязательно — чаще всего они фрилансеры. "Лично я работодателей нахожу преимущественно с помощью своего сайта, и это самый популярный способ продвижения,— рассказывает киевский фуд-фотограф и стилист Мария Комар. — Какой-то процент заказов приносят профильные знакомства". Среднестатический заказчик — это агентства, компании-производители, рестораны. А вот кулинарного глянца в Украине не так уж много, и фотографии они предпочитают не отечественные, а зарубежные, считает Комар.

Реклама

Перво-наперво новичку понадобится хорошее портфолио, которое не стыдно показать людям, говорит Маланюк. "Его рассылают как можно большему количеству агентств, журналов, телеканалов, компаний и ждут приглашения, — делится фотограф-кулинар. — Если не срабатывает, значит, усовершенствуемся, набираем опыта". Также можно сливать свои работы на фото-стоки в интернете, и зарабатывать их продажей на этих фотобазарах.

ИЗ ПЛЮСОВ — КОМАНДИРОВКИ В МЕКСИКУ И В ХОЛОДИЛЬНИК

Больше всего фуд-стилистов напрягает ненормированность рабочего дня. "Бывает, он длится с шести утра до трех часов ночи, нередко работаем неделю напролет без выходных", — жалуется Юлия Маланюк. Когда снимаешь для календарей или журналов, можно покрутиться подольше, чтобы получить художественные кадры, а вот при съемке рекламы или упаковки на художников давят сроки и графики. К тому же очень тяжело бывает угодить клиенту, говорит Кравченко. "Зачастую имеем дело с его представителем, который не может толком пояснить, чего хозяин хочет, и тогда по десять раз переделываем и пересылаем для согласования, угадываем", — рассказывает он.

Зато работа балует разнообразием: лето — сезон ребрендинга, производители заказывают новые этикетки и упаковки, осень — пора календарей, новогодние праздники — выход новой рекламы. Бывают интересные задачи. Так, Маланюк однажды пришлось снимать свежую рыбу прямо в холодильнике, где даже камера замерзала от обилия льда. "Нередко устраиваем выездную полевую кухню на природе", — говорит она. Иногда специалисты ищут хороший кадр по всей Украине — в Одессе, Крыму, Закарпатье. "А одни мои знакомые даже ездили снимать закат солнца для рекламного ролика отечественного сока… в Мексику! — вспоминает фуд-стилист Кравченко. — Заказчику доказали, что он там необыкновенно красивый и здесь такого нипочем не снимешь".

У ПРОФЕССИИ ХОРОШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Уверены опрошенные нами эксперты рынка труда. "Спрос на подобных специалистов будет расти по мере роста отечественного рынка гостиничного и ресторанного бизнеса. Ведь многие международные сетевые отели работают по единым стандартам, согласно которым в штате должны быть стилисты еды", — считает Татьяна Никитович, директор рекрутинговой компании Smart Solutions. Пока же, по словам специалиста по исследованиям и коммуникации портала HeadHunter Натальи Маципуры, работодатели в за просах объединяют предложения для фуд-стилистов с вакансиями поваров и фотографов.

Продолжение: Фуд-стилисты вместо молока фотографируют клей, а вместо пива — сок