Премьеры недели. Возвращение Воланда

5 апреля 2011, 17:53
На этой неделе на киноэкраны выйдет фильм Юрия Кары по одноименной книге Михаила Булгакова.

Воланд и Маргарита. Ведьма омывает ноги своему хозяину. Фото с сайта Кинопоиск.ru

"Мастер и Маргарита", Россия, 1994

В романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" устами Сатаны-Воланда было сказано: "Рукописи не горят". Но, похоже, не только рукописи, но и пленки. Ибо долгое время одноименный фильм Юрия Кары считался утерянным. Причины назывались разные: криминальные (мол, братки-инвесторы изъяли у режиссера фильм, чтобы тот погасил свои долги), мистические (а не фиг заигрывать с высшими силами) и практические (проблемы с родственниками писателя, с которыми не утрясли отступные за авторские права).

Реклама

Читайте также: Для "Мастера и Маргариты" №1 в Крыму строили Иерусалим

Что бы там ни было на самом деле, но спустя 12 лет — в 2006 году — фильм внезапно объявился в... интернете (по неофициальной версии, этот вариант — монтажная копия), где его мог скачать каждый желающий. А в январе 2011-го "Мастера..." даже показали в одном из кинотеатров Санкт-Петербурга. Правда, всего раз и в "кастрированной" версии. Ибо в режиссерской она составляла 3 часа и 20 минут. А в кино показали лишь 118-минутную (в таком виде она сейчас и выходит в массовый прокат).


Иешуа Га-Ноцри, он же — Иисус. Фото с сайта Кинопоиск.ru

Реклама

Я не буду пересказывать содержание романа (кто не читал — тому все равно, а кто знаком с произведением, тот и так все знает), лучше просто "разберу по косточкам" труд Кары. Надо признать, что во время просмотра я то и дело сравнивал его "Мастера..." 1994 года с более известной версией Владимира Бортко 2005-го. И знаете, кино Кары во многом сильнее! Может, из-за бюджета: $15 млн (для 1994 года деньги просто нереальные!) против $5 млн Бортко. Но как по мне, благодаря куда более удачному актерскому составу.


Бездомный и Коровьев. Пособник Сатаны доведет поэта до психушки. Фото с сайта Кинопоиск.ru

Ироничный и жесткий Воланд-Гафт не оставил ни единого шанса неповоротливому и грузному Воланду-Басилашвили. Коровьев в исполнении Александра Филиппенко спокойно переигрывает Александра Абдулова в той же роли (и это при том, что Абдулов у Бортко впечатлил меня больше всего!). А Николай Бурляев — Иешуа Га-Ноцри создал куда более сильный и чистый образ, чем "бригадир-Безруков".

Реклама


Иуда, продавший своего Учителя. Фото с сайта Кинопоиск.ru

Вничью закончилось противостояние следующих актеров: Леонид Куравлев — Валерий Золотухин (председатель жилтоварищества Никанор Босой), Михаил Ульянов — Кирилл Лавров (Понтий Пилат) и Сергей Гармаш — Влад Галкин (поэт Иван Бездомный).


Крысобой — охранник Пилата. Фото с сайта Кинопоиск.ru

Зато в чем выигрывает версия Бортко — так это в Маргарите (про Мастера умолчу — скучный персонаж и играют его тоже скучно). Его бесноватую Анну Ковальчук нельзя даже сравнивать с унылой Анастасией Вертинской, которой взбрело в голову играть соблазнительную ведьму в возрасте 50 (!) лет. Единственное, в чем нельзя отказать Анастасии Александровне, так это в смелости: на экране она обнажается полностью.


Скажите мне — Мастер жив? Фото с сайта Кинопоиск.ru

Из минусов Кары: в фильм не вошло множество сцен (к примеру: разгром Маргаритой квартиры Латунского, поджог Бегемотом гастронома, финальный полет всех главных героев). Картине присущ налет кино 1990-х: неубедительная обнаженка, ведьмы, больше смахивающие на путан, отвратительная сцена бала (на котором присутствует Сталин — у Булгакова такого не было и в помине). Но дух книги — передан мощно и верно.

Смотрите ТРЕЙЛЕР