Премеры недели: "Предел контроля" и "Как я провел этим летом"

4 мая 2010, 16:47
Какие новые фильмы украинцы могут посмотреть на этой неделе.

Жизнь — не сахар. Чтобы не сойти с ума от скуки, герой постоянно ищет способы развлечь себя: режется в компьютерные игры, прыгает по старым бочкам, швыряет камни в океан. Фото с сайта Кинопоиск.ru

УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ НА СЕВЕРЕ

"Как я провел этим летом", Россия, 2010

Реклама

На острове, затерянном в Северном Ледовитом океане, на полярной станции несут вахту двое — начальник станции Сергей (Сергей Пускепалис, "Коктебель") и стажер Павел (Григорий Добрыгин, "Черная молния"). Найти двух столь непохожих друг на друга людей надо было постараться. Так, Сергей — немногословный, грубоватый и суровый. Вечно в морской шапочке, тяжелых рыбацких сапожищах и в фуфаечке поверх тельняшки. Павел — легкомысленный, молодой и общительный. С "музыкой" в ушах, в стильном жилете и непрактичных берцах. Тем не менее мужчины кое-как, но сработались — тут уж без вариантов: все-таки три месяца вместе "куковать" да баньку на двоих делить. И вот уже под конец смены Сергей оставляет станцию на попечение своего молодого напарника и уезжает на мыс — "наловить и насолить нам рыбки". Выходя на ежедневный радиосеанс, Павел принимает с Большой Земли радиограмму: "Семья Сергея погибла. Сообщи ему эту новость. Только осторожно — непонятно, насколько адекватно он на нее отреагирует". Так как Паша откровенно побаивается своего начальника, то он не сразу решается сообщить тому горестное известие. Тем более что тот, вернувшись, едва не избивает его за "лажу" в проделанной работе (проспав, Павел вписал погодные сводки в журнал наблюдений, что называется, "от фонаря"). В надежде, что за ними скоро придет корабль, высланный в спешном порядке, чтобы снять их со "стоянки", он до последнего тянет время. Но сказать правду ему все-таки придется, и тогда островную тишину разорвут выстрелы...


За роль начальника станции Сергей Пускепалис получил берлинского Серебряного медведя, которого он поделил с Добрыгиным

Картину со странным названием "Как я провел этим летом" (эта фраза звучит в сцене, где Сергей распекает Пашу за его разгильдяйство: "Ты — чертов турист! Тебе сочинения писать "Как я...", а не здесь работать") было интересно посмотреть уже хотя бы за то, что на последнем берлинском кинофестивале она стала абсолютным триумфатором: взяв сразу трех главных наградных "Медведей" ("За лучшую актерскую работу" (Пускепалис и Добрыгин) и "За вклад в киноискусство" — оператор Павел Костомаров). Все-таки любопытно, чем русские взяли Берлин. А взяли они его: отточенным сценарием, убедительными актерскими работами и прекрасными натурными съемками (от суровых кра-сот Чукотского полуострова просто дух захватывает — так и хочется все бросить и рвануть сюда — пинать камешки на берегу океана). Благодаря этому фильм с двухчасовым хронометражем, всего с двумя часто и многозначительно молчащими актерами в кадре, безо всяких там спецэффектов и экшен-сцен держит зрителя в напряжении до самых титров! При этом само действие разворачивается неспешно и где-то даже медитативно (к примеру, камера может несколько минут фокусироваться на том, как сгущается туман или как солнышко садится за горизонт). Незабываемый момент в картине — встреча Паши с белым медведем. Сцена, где косолапый медленно, но неотвратимо уверенно приближается к убегающему стажеру — сильнейший эпизод, имеющий право попасть в копилку "Лучших сцен российского кинематографа".

Реклама

ОДИНОКИЙ УБИЙЦА, ИДУЩИЙ ПО ЖИЗНИ С ГИТАРОЙ В ЧЕХЛЕ


"Наемная" смерть. Отправляет на тот свет струной от гитары

"Предел контроля", США, 2008

Реклама

Одинокий Мужчина (Исаак Де Банколе, "Кофе и сигареты") — наемный убийца. В аэропорту он получает некий заказ (без упоминания самой миссии), сопровождаемый пространными инструкциями с фразами типа: "Используй свое воображение и свои навыки" или "Вселенная не имеет ни центра, ни краев; реальность случайна". Прочитав послания, Одинокий Мужчина садится в самолет и совершает ряд перелетов: Мадрид, Севилья. В каждом городе он выпивает по два эспрессо и получает ряд новых кодированных сообщений от незнакомых ему людей. Каждый новый код — это шаг, приближающий его к своей главной жертве (Билл Мюррей, "День сурка"), с которой он расправится гитарной струной.

Перечитываю описанный мною же сюжет и понимаю, что человеку, не посвященному в киноизыски Джима Джармуша ("Сломанные цветы"), все это покажется несусветной бредятиной, а не фильмом. Какая-то невнятная "Матрица" и иже с ними. При этом, с одной стороны, они действительно будут недалеки от истины. Но с другой... "Предел" — это тончайший стеб, яркий сюр. Такое себе кинохулиганство от великолепного Джармуша, "междусобойчик", снятый "для своих"! То есть для тех, кто считает его "Мертвеца" и "Пса-призрака" безукоризненными шедеврами всех времен и народов. Тем же, кто не видел вышеназванные картины, можно и не беспокоиться — фишку "Предела" они все равно не поймут.