Предсмертные яблоки деда Овсея и орехи Сумской: впечатления от премьеры фильма "Сторожевая Застава"

11 апреля 2018, 17:01
На производство первого украинского фэнтези ушло 40 миллионов гривен

Кадр из фильма. Фото: Новый канал

Реклама

В украинский прокат 12 октября вышла "Сторожевая застава" Юрия Ковалева – экранизация фэнтези-повести писателя Владимира Рутковского. На производство картины ушло 40 миллионов гривен (чуть меньше половины дало государство). Обозреватель Владимир Грисюк рассказывает сайту "Сегодня" о впечатлениях от просмотра этой ленты.

Уже многими режиссерами было доказано, что снимать хорошо можно даже рекламу с бюджетом в три копейки. Ведь, всем понятно – дело не в деньгах и не в бюджетах. Важнее иметь опыт и талант. Вообще, фильм сам по себе неплохой. Немножко страшный, чуть-чуть смешной, местами трагический и очень, ну просто очень неромантичный. Кроме поцелуя детей под занавес финала и нечего вспомнить. Речь не о том, чтобы снять порно и слушать от зрителей что-то вроде "и я за это плачу налоги". Просто без четкой, продуманной и, что важнее всего, "прожитой" любовной линии даже в полудетском кино нельзя. Просто нельзя и все.

Реклама

Фото: ufd.ua

Сюжет прост до банальности: Витя вместе с классом отправляется в горный турпоход, чтобы посмотреть на солнечное затмение. Для мальчика это испытание, потому что в детстве он с родителями попал в автокатастрофу (автомобиль слетел с моста). С тех пор Витя ужасно боится высоты. Желая побороть страх, он едет. И, конечно, в ответственный момент о его фобии узнают другие дети – они подшучивают, издеваются и смеются, когда он забоялся перейти канатный мост в горах. Мальчик бросает все и убегает со своим верным другом Вовой далеко в лес. Кстати, пока есть возможность, нужно заметить – этот актер, то бишь Вова, очень талантливый мальчик. Редко так бывает, но его эмоции в фильме, наверное, самые искренние и настоящие. Такой себе двоечник, ничего особенного, но, в то же время, ему почему-то веришь.

Реклама

Так вот, они в лесу. Вдруг землетрясение и скала (в прямом значение этого слова) поглощает Витю. Далее все самое интересное: путешествие во времени, 12 век, Киевская Русь, половцы, шаман-азиат, голем и, собственно, Сторожевая Застава. Об актерах, наверное, писать не стоит: хорошего мало, а обижать не хочется. Нет, но а все-таки – так нельзя. Если дед Овсей решил умереть, то делать это он должен с трагизмом, со вздохами, отчаяньем в глазах. А он что? Шутит о яблоках. Потом что-то "ох", "найдите Аленку", "прощайте" и Овсея не стало. Даже дискутировать не о чем. Разве нужно еще 50 миллионов, чтобы "заставить" старца скончаться, как полагается? Ведь это ненормально, когда в зале во время просмотра данной сцены почти все зрители смеются. Даже дети.

Еще важный момент. Да, Фагот и Наталья Сумская – бесспорно узнаваемые лица. Да, они привлекли внимание, но их роли в фильме настолько незначительны, что почти незаметны. Все же мы больше привыкли к "драматической" Сумской, эти ее роли – где трагедии, сломана жизнь, все кончено – у актрисы получаются куда лучше. А здесь она колит орехи магическим камнем. Что тут скажешь. Ранее была возможность увидеть театральную игру Сумской в комедии "Люкс для иностранцев", но это просто не ее жанр. Какой может быть смех, когда грусть в глазах и в голосе. Постоянная грусть.

Для понимания – на "хороших" персонажей в ленте тошно смотреть. Скупые эмоции, пластиковая речь, нет своего стиля, характера, четких типажей. А для жанрового кино это очень важно. Причем "отсутствие породы" не зависит от компьютерной графики и денег. Нечем крыть, условно говоря. Нужно еще много работать и учиться.

"Сторожевая Застава" проигрывает лучшим картинам жанра по многим показателям. Слишком упрощен сценарий, а хотелось большей глубины, больше умных фраз, чтобы хоть что-то философское было. То, что заставит задуматься о вещах пусть немного повыше базового уровня. Но такого не было: от первой до последней минуты все предсказуемо до невозможности.

В то же время, как ни странно, все, что связанно с магией и "страшилками" получилось довольно-таки неплохо. Шаман и хан половцев сыграли на уровне, голем тоже был хорош. Фехтование, стрельба из лука, сцены сражений – сняты профессионально. Пейзажи натуралистичные – и это красиво. Украинские поля, леса и природа Карпат. Отдельно о юморе: недалеко отошли от "95-го квартала", но "London is a capital of Great Britain", "who is absent today" и "don̕t worry be happy" во время заклинания Вити в плену половцев – это было и вправду смешно.

Если бы была оценка между "3+" и "4-", поставили бы ее, но такой оценки нет и мы говорим – зачет. Но хочется все-таки верить, что "первое украинское фэнтези" – это действительно только начало и далее будет все лучше и лучше.