Поздравления из прошлого: советские открытки

1 января 2014, 08:00
С праздниками поздравляли рисованные космонавты и звери в вышиванках

Реклама

Советские новогодние открытки — это не только большой кусочек радости, который люди пересылали друг другу под 31 декабря. Сегодня это еще и целый пласт культуры, отрасль коллекционирования и повод для простой человеческой ностальгии. Даже молодежь, рожденная после распада советской империи, радостно покупает на барахолках эти открытки (цены от 2 грн и выше), чтобы сделать из них новогодние гирлянды на елочки. Потому что от этих открыток исходит магия Нового года...

Мы не можем вспомнить в этой статье всех тех, кто дарил нам праздник. Их слишком много. Это чудесная Похитонова и Лесегри, добродушный Жребин и Гундобин, удивительный Знаменский и Жебелева. Так что героев-художников отбирали по старому-доброму принципу: "тех, кто больше всех нам нравится".

Добро пожаловать в мир мандаринов, елок и Деда Мороза!

Реклама

Зарубин: его открытки подделывают

Среди коллекционеров советских поздравительных открыток работы Владимира Зарубина пользуются наибольшей любовью и уважением. Да что там коллекционеров, если среди "рожденных в СССР" практически нереально найти человека, который хоть раз не держал его новогоднюю открытку в руках (тиражи были безумные — до $25 млн)!

Все эти фирменные зарубинские зайчики, трогательно сжимающие в лапках пакеты с подарками, белки с гигантскими шоколадными конфетами, мишки с бочонками меда... Смотришь на них и заряжаешься добром, позитивом и по-настоящему новогодним, снежным настроением! А все потому, что художник искренне любил своих зверяток. В интервью журналу "Филателия" он признавался: "Однажды худсовет заставил меня снять с ежика сапоги — мол, где это видано, чтобы у колючего была обувь. Открытку я переделал, но ежика было жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу и поднял, чтобы не мерзла". Читаешь это и понимаешь — такой человек просто не мог быть плохим...

К сожалению, Владимира Ивановича нет с нами уже много лет (он умер в 1996 году), но его открытки по-прежнему в цене. Причем в буквальном смысле. За редкие экземпляры (выпущенные в 90-х) коллекционеры готовы выкладывать по $200—300. Эти открытки пользуются таким спросом, что их (случай небывалый для советских открыток) даже подделывают!

Реклама

Горобиевская: герои в вышиваночках

Работы Анны Горобиевской (часто художница рисовала в том числе и под фамилией Валюга) собирают в основном отечественные коллекционеры. Потому что ее открытки выходили преимущественно в украинских издательствах по типу "Мистецтво" (на украинском языке и небольшими тиражами — не чета миллионным московским). И тем не менее она наша главная создательница зимне-новогоднего настроения. Со своим, моментально узнаваемым стилем и настроением. Главная ее "фишечка" — присутствие украинских мотивов. Так, ее лесные зверьки, как и молодые девушки, часто наряжены в вышиваночки или тулупчики все с той же обязательной вышивкой и узнаваемыми народными мотивами.

Исаков: не рисунки — живые фотографии

Другого такого художника, как Алексей Исаков, среди мастеров советской открытки нет и, понятное дело, уже никогда не будет. Он так рисовал животных (Алексей Юрьевич использовал тончайшие кисти из соболиного волоса), что они казались... ожившей фотографией, а не картинкой. Удивительный талант! Рыси, коалы, олени, зубры и птицы — по ним, как по наглядным пособиям, можно легко изучать красоту мира фауны. Ценили его талант не только в СССР, но и за границей. Так, британская компания Bradford Exchange заказала мастеру декоративные фарфоровые тарелки с изображениями котов и собак. Из жизни Исаков ушел в 2001 году, успев нарисовать 164 открытки.

Четвериков: заи для тортов

После Зарубина открытки Владимира Четверикова — вторые по популярности. Его девочка-цветочек, слон на коньках и чудаковатые Деды Морозы были вхожи практически в любую советскую семью. "Я рисовал, радовался и хотел передать эту радость другим", — говорил художник. Получилось. Еще как получилось! Не случайно озорные герои Четверикова до сих пользуются безумным успехом. Так, кондитеры очень любят украшать его зайчиками, белками и мишками свои торты и шоколадки. А кролик в лихом гусарском кивере — обязательное украшение современных открыток. Случалось нам видеть его и на детском шампанском.

Манилова: солнце из Киева

Коллеги Лидию Манилову иначе как "солнышком" и не называли — за чистый нрав и добрые, согревающие своим теплом открытки. Несмотря на то, что всю жизнь художница проработала в Москве, родом она была из Киева. Что интересно, Лидия Марковна редко рисовала Деда Мороза или людей, ей больше по душе были щенята, львята и котята... Говорила, что зверей понимает всей душой.

Искринская: елка в космосе

Пожалуй, самый разнообразный художник. Ирина Павловна не ограничивала себя лишь новогодними или женским праздниками. В ее активе — "все жанры человеческой радости": от пожелания "доброго урожая" и "успеха в труде", до поздравлений с новосельем и покупкой машины! Впрочем, если она рисовала Новый год, то делала это просто феерично. Чего только стоят ее космонавты, парящие с разукрашенной елкой в открытом космосе. Или же ребятня, мастерящая самого толстого в мире снеговика. Кстати, художница обожала этих "зимних человечков". На мой взгляд, ее лучшая работа — двойная открытка, где из холодильника гурьбой выбирается семейство снеговичков: папа, мама и их детеныши. Чудо, по-другому и не скажешь.