Поздравления из прошлого: немного о киевских сладостях

1 января 2014, 00:00
История наших конфет. В Москве на этикетках размещали корабли и солдат, а у нас — груши и ликеры

В киевской кондитерской делали лечебную карамель

Реклама

Некоторые считают, что лучшее изобретение человечества — автомат, другие — айфон. Мы же в газете искренне уверены: конфеты! Они и настроение поднимают, и  дорожку к сердцу женщины легко протаптывают, да и вообще — они вкусные. К тому же, на носу Новый год, а значит, мы будем дарить сладкие подарки детям. Конфеты — и об этом надо помнить — это как билет в детство. Кто из нас (рожденных в СССР) не собирал красивые конфетные фантики? Кто не делал "секретики" (в земле вырывалась ямка, в нее опускался фантик, сверху его прижимали стеклом и засыпали землей, которую в любой момент можно было "смести" и полюбоваться своим "сокровищем"). В общем, "Сегодня" приглашает вас в мир истории киевских конфет!

КОГДА ПОЯВИЛИСЬ

По словам коллекционера фантиков (правильнее — этикетов) Абульфаза Саидова, "упаковки для конфет были всегда, как только их стали производить промышленно". Кстати, развесные конфеты (поначалу они продавались исключительно в коробках) в царское время были крупнее нынешних, примерно как теперешние "Гулливеры". Мельчаем однако...

ВРУБЕЛЬ И ЛЕНИН

Реклама

В старой России этикеты рисовали лучшие из лучших: Васнецов, Врубель, Бенуа (почувствуйте размах!). Фантики рисовали так же  креативно и тщательно, как и театральные афиши! При этом этикеты еще и просвещали: на них размещали таблицы умножения, поговорки и даже предсказания астрологов.

А вот после 1917 года оформлением уже занимался кто ни попадя (впрочем, как и сейчас: большие художники свои услуги не предлагают — мол, непрестижно, а фабрики их и не зовут  — подобное сотрудничество влетит им в копеечку).

В молодой Советской республике уже никто не заморачивался внешней красотой, ибо большевистские конфеты должны были служить оружием пропаганды. Потому вместо "Мишек в сосновом бору" на фантиках появляются серпы и молоты, светлый лик Ленина, хмурые красноармейцы, витязи, клейменые красной звездой, боевые корабли и прочее в том же духе. Но это в Москве, у нас же все было несколько иначе...

НАШИ СЛАДОСТИ

Реклама

Изучая замечательный сайт kudvic.ru коллекционера Виктора Кудрявцева, легко заметить, что этикеты киевских и московских конфет отличаются, как небо и земля. Русские конфеты  — сплошная агитация и агрессия. На киевских же — желтобокие груши, аппетитные бутылки с ликером, выпивающие... негритята, игривые японочки с веерами, мальчишки, запускающие кораблики, девчата, собирающие мандарины. Чувствуется Украина  — в каждом штришочке и умиротворяющей цветовой гамме. А названия какие! "Червоне наличко" (наличко — этикетка, ярлык), карамеля "Левкой", "Сметанкова", "Рябинова", "Клюквенная", "Мусме", "Грильдин", цукерок "Дитячий", "Шантеклер", батон "Фру-Фру". Вкуснотища!

СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Единственная киевская фабрика (а в начале ХХ века в городе работало около 20 кондитерских фабрик), дошедшая до наших дней, и которая по прежнему выпускает сладости, находится на Демеевке. В Советском Союзе ее знали как кондфабрику имени Карла Маркса (она же — "1-я советская кондитерская фабрика"). А до национализации фирмы государством киевляне знали ее как паровую фабрику Валентина Ефимова (год основания  — 1897). Это была фабрика с солидной репутацией и большим ассортиментом (фирменные магазины Ефимова предлагали, помимо конфет, также шоколад, пастилу, пряники, нугу, варенье). Ее продукция в 1904
году даже была отмечена "золотом" на выставках в Лондоне и Брюсселе.

Впрочем, бизнес всегда был бизнесом. И во все времена деньги, а не люди были на первом месте.

Так, надзорный инспектор в 1892 году отчитывался: "На конфектной фабрике Валентина Ефимова работает 15 мастеров и помощников, один ученик 13 лет, четыре женщины-упаковщицы. По квартире, харчам и одежде правила не соблюдены".

К сожалению, в истории киевских сладостей по сей день множество белых пятен. Ликвидацией этих пробелов у нас настойчиво занимается коллекционер и киевлянин Павел Пещеренко. Его "перу" принадлежит совершенно замечательная книга "Карамельный век"  — наиболее глубокое и полное на сегодняшний день сочинение на тему.

ТУТ БЫВАЛ БУЛГАКОВ

Конкурентов в кондитерском деле хватало всегда. Так, у киевлян большой любовью пользовалось кафе и фабрика (в одном "флаконе") "Маркиз" (это
угол Прорезной и Владимирской — в советское время в этом доме располагался ресторан "Лейпциг").

Сюда, случалось, захаживал сам Михаил Булгаков. Полакомиться шоколадными конфетами, которые "по желанию покупателей взамен коробок укладывались
в терракотовые яйца или вазочки". Позже Михаил Афанасьевич ностальгически упомянул кафе в "Белой гвардии": "Лампы, увитые цыганскими шалями, бросали два света — вниз белый электрический, а вбок и вверх  — оранжевый. Звездою голубого пыльного шелку разливался потолок, в голубых ложах сверкали крупные бриллианты и лоснились рыжеватые сибирские меха". Финал "Маркиза", как и всего "высшего общества" в то время был печален. Нет, его "не шлепнули у стенки", а всего лишь закрыли.

Как пишет Пещеренко: "Кафе-кондитерская была закрыта санэпидестанцией в 1927 году — в связи с отравлением мороженым (подобных случаев было зарегистрировано аж 14!)". В общем, в советском Киеве "Маркиз" совсем испаскудился.

Но главным, как сегодня говорят, сладким брендом старого Киева была кондитерская и фабрика какао, шоколада и конфет "Б.А. Семадени". Производственные цеха Семадени поначалу располагались на Крещатике, но потом перебрались в дом на Большой Васильковской,12 (и сегодня, как и тогда, на первом этаже там работает... кафе Семадени, естественное, новое).

Особой же популярностью пользовалась "Кондитерская Семадени" (она располагалась на месте нынешнего Майдана). Там собирались киевские коммерсанты, проворачивавшие за кофейными столиками свои бизнес-дела. Конфетной "фишкой" от Семадени была лечебная карамель из трав "Кетти-Боссъ" (что интересно, в 80-х годах ее выпускала даже фабрика им. Карла Маркса). Также для "изысканной публики" у Семадени изготовляли гигантские многоярусные свадебные торты и съедобные корзины с цветами.

Не менее легендарным предприятием была и кондитерская "Жоржа" (Крещатик, 28, — здание не сохранилось — было взорвано во время оккупации Киева). Там ежегодно изготавливали более 32 000 кг конфет и 8000 — шоколада. Выпечка от Жоржа считалась чуть ли не VIP-подарком  — это было крайне престижно.

А ведь были еще такие чисто советские явления, как конфетная фабрика Комборбеза (комитет борьбы с безработицей) и артель инвалидов-конфетчиков "Зоря". И они все еще ждут своих любознательных исследователей...