"Полосатый рейс" повторился на гастролях

20 мая 2009, 19:15
Дрессировщице Маргарите Назаровой в Харькове за кулисы приносили мясо, а контролеры не штрафовали.

Кадр из фильма "Полосатый рейс", источник фото - Интернет

Реклама

Ровно 50 лет назад на "Ленфильме" начались съемки знаменитого "Полосатого рейса". После триумфального проката (фильм только в СССР посмотрели больше 30 миллионов человек) дрессировщица Маргарита Назарова, сыгравшая главную героиню, стала настоящей звездой. Первый город, куда она приехала с аттракционом в качестве всенародной любимицы, был Харьков. Здесь до сих пор помнят, как зрители забрасывали ее розами после выступлений и о том, что придуманная советскими сценаристами забавная киношная история "Полосатый рейс" через несколько лет повторилась с укротительницей в реальной жизни. Правда, было это не в море, а на суше и на волю прорвался всего один тигр, но шуму наделал не меньше, чем 10 хищников.
Заместитель директора Харьковского цирка Леонид Спектор в то время только устроился на работу осветителем и, затаив дыхание, наблюдал за работой именитых артистов. Сегодня в его библиотеке хранится альбом с фотографией, где дрессировщица запечатлена во время исполнения трюка с животными, — на заднем фоне снимка в рубке осветителя просматривается случайно попавшее в кадр лицо молодого Спектора. "Вот это, пожалуй, единственный наш совместный снимок с Маргаритой Петровной. Но я ее помню очень хорошо, так как в нашем цирке она работала много. Тот случай, когда тигр сбежал из клетки и пошел гулять, я помню прекрасно. Это было в Днепропетровске, где находился летний филиал нашего цирка. Стояла невероятная жара, и муж Назаровой, Константин Константиновский, вывез несколько клеток с тиграми на улицу, в рабочий дворик, чтобы они немножко подышали". Тогда никто не обратил внимания, что клетка с тигрицей Миленой была поставлена под небольшим наклоном. Одна случайность повлекла за собой и все остальные.
Резвая кошка, расхаживая взад и вперед по клетке, смогла так раскачать клетку, установленную на неровной поверхности, что отошла задвижка. Случайно махнув по ней лапой, тигрица оказалась на свободе. Дежурившие у входа сотрудники цирка именно в это время заигрались в нарды. Поэтому полосатая хитрюга беспрепятственно покинула дворик цирка. "Там как раз была такая большая площадка местного Дома колхозника. Зашла в первое попавшееся помещение с людьми, это была дежурка, порычала, повиляла хвостом и, утомившись, прилегла в коридоре отдохнуть. Одна из двух женщин как-то умудрилась проскользнуть мимо зверя и с криками "Спасите, люди добрые! Тигр на воле!" прибежала к нам. Вторая полезла от страха в форточку, ее потом еле вытащили. Ну а потом пришел Константиновский, Маргарита Петровна и, как в фильме, загнали зверя в клетку. Самое интересное, что Милена была полностью ручной".
Задолго до этой истории Назарова приехала впервые со своими питомцами в Харьковский цирк. Получить приглашение на гастроли было верхом почета для нее. Ведь Харьков был родиной Ирины Бугримовой. Сегодня в цирке почти ничего не помнят о ее выступлениях, но известно, что знакомство с Бугримовой состоялось, и две женщины, даже если и испытывали друг к другу сопернические чувства, сумели искусно спрятать их глубоко. Уже в следующий приезд к харьковчанам (после звездной роли в "Полосатом рейсе") Назарова была триумфатором. В багаже аккуратно были свернуты цветные афиши, сделанные на очень дорогой мелованной бумаге в Финляндии. Как рассказывают в цирке, такие афиши в то время могли себе позволить только очень именитые эстрадные артисты. В специально напечатанных программках Назарову представляли уже не просто как укротительницу, но и героиню фильма "Полосатый рейс". Большая поклонница цирка, харьковчанка Тамара Рылеева вспоминает, какой небывалый ажиотаж вызвал приезд укротительницы в Харьков. Попасть на те представления было невозможно. "Я была тогда уже семейной. Помню, что муж специально отпросился с работы в тот день, и мы по очереди дежурили у кассы старого цирка на Полтавском шляхе, потому что прослышали от знакомых, что должны снять бронь. Нам повезло. Полпредставления просидели, словно с закрытыми глазами, чувствовалось, что все ждут ее. А когда все заканчивалось и тигры убегали, люди бросали через сетку розы. Их было очень много. Наши друзья тогда решили пошутить и принесли за кулисы пять килограммов мяса. Назарова шутку оценила".
В Харькове Назарова с Константиновским жили по несколько месяцев. Даже будучи очень известными, они ютились в цирковой гостинице недалеко от старого цирка. Пешком добирались до работы, и поэтому Маргарите Петровне приходилось иногда останавливаться и раздавать посреди улицы автографы узнавшим ее горожанам. "А однажды она стала заложницей популярности, — вспоминает Леонид Михайлович. — Назарова куда-то ехала в трамвае и не пробила билет. В то время проверки были обычным явлением. На станции зашли контролеры с красными повязками, все как полагается, и, естественно, уличили Маргариту Петровну в нарушении. Но самое интересное, что всех, оштрафовав, отпустили, а ее повезли в депо на Новожаново и даже собирались сфотографировать".
В последний раз в Харьков Назарова приезжала уже без мужа, он трагически погиб на одной из репетиций. В цирке вспоминают, что пережившая смерть любимого человека, она замкнулась в себе. Стала менее разговорчивой, и работа шла не так слаженно. "Там у нее был такой номер, качели назывался, так вот, когда она с тиграми поднималась в воздух на качелях, то другие животные вдруг вставали со своих мест и начинали ходить. При Константиновском такого не было. Кстати, за несколько лет до завершения карьеры именно на этом номере с Назаровой произошел очень страшный случай, когда машина в воздухе заклинила прямо во время выступления, один из тигров так испугался, что поцарапал укротительницу, а потом прыгнул с трехметровой высоты на манеж".
ХРУЩЕВ ПРИКАЗАЛ СНИМАТЬ КИНО
По легенде, которую впоследствии рассказывали авторы комедии, идею ленты подкинул сам Никита Хрущев, увидев однажды в цирке на Цветном бульваре молодую дрессировщицу Назарову. Она выступала в аттракционе вместе со своим мужем, дрессировщиком Константином Константиновским, и отрабатывала невероятные номера: танцевала с хищниками, поднималась с ними в воздух. Вождя, который был на представлении вместе с эфиопским президентом, поразило больше всего то, что женщина была одна в сетке с хищниками. Ее муж был рядом, за бамбуковой перегородкой, и был невидимым. Только приближенные знали, что Константиновский контролирует происходящее. После выступления, когда женщина зашла в ложу к Хрущеву, он гордо заявил: "О наших женщинах нужно снимать кино"! Летом 1959 началась работа над фильмом "Полосатый рейс".
НОЧНЫЕ РЕПЕТИЦИИ
Маргарита Петровна вместе с мужем много времени проводили на репетициях. Часто после того, как выступление заканчивалось и зрители расходились, они начинали репетицию, которая длилась до глубокой ночи. Нужно было придумывать и отрабатывать новые номера, усовершенствовать старые, при этом внимание уделялось каждому хищнику. С каждым Назарова была нежна, ласкова, называя их "кисями". Так ночами рождались гениальные номера.

Александр Пасюта