После спектакля Виктюк отправил поклонниц целоваться с Гафтом

18 июня 2009, 16:53
Гафт, Филиппенко и Виктюк приехали в Киев, чтобы дать спектакль о Сталине.

Фото С. Николаева

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ

Для нового спектакля "Современника" — "Сон Гафта, пересказанный Виктюком" — нужна целая фура декораций. Это не какая-то дешевая антреприза, ее можно дать только на двух сценах столицы — театра им. И. Франко и театра им. Леси Украинки. В последнем и собрался 17 и 18 июня гипераншлаг. Пьеса — пера самого Валентина Гафта (драматургический дебют, между прочим), постановка — Виктюка, на сцене — все тот же Гафт, да еще и Александр Филипенко.

Реклама

"Сон..." — фантасмагория о некоем дяде Коле (Гафт), которому приснился страшный сон — к нему явился сам вождь Сталин и вселился в него. После этого Сталин-Николай приходит к другу — писателю Эдварду Радзинскому (Филипенко) в архив, где тот как раз работает над книгой об Иосифе Виссарионовиче. И вот в этом-то архиве Сталин с Эдиком ведут душещипательные беседы о жизни, власти и искусстве. Радзинского сменяет Жванецкий, в воплощении все того же Филипенко, а Сталин остается — беседа продолжается. Передать происходящее трудно — на тандем двух актеров-гигантов, которые перемежают хлесткую иронию с горечью, внутреннюю слабость вождя с разрушающей жаждой власти, нужно смотреть... "Молчит страна, как в доме мебель", — доносит Гафт порыв души, а в конце, грозя Радзинскому за написанную о нем пьесу, ехидно напевает: "И неминуема расплата, поскольку я всегда в Кремле!"

Оценить премьеру пришло немало известных персон — стилист Руслан Захарченко, дизайнер Алексей Залевский, телеведущая Ольга Герасимьюк и народная артистка Ада Роговцева с сыном, невесткой и внуком. Была среди театралов и глава Секретариата президента Вера Ульянченко со своим недавно назначенным замом Валентиной Руденко и пресс-секретарем Виктора Ющенко Ириной Ванниковой. Дамы заняли места в бельэтаже и сразу после спектакля ушли. А вот Ада Роговцева принесла шикарный букет для режиссера: "Мой любимый маэстро Виктюк и Гафт, который это написал... Я очень взволнованна! То, что они делают, заслуживает огромного почтения и уважения!" — сказала "Сегодня" актриса, выходя из зала.

Поделилась впечатлениями и Ольга Герасимьюк: "Очень люблю Филипенко, и сегодня убедилась, что не зря. Гафт — прекрасен. И, конечно, у меня пиетет перед Виктюком. Он очень наш и вовсе не стареет, и этот вечный львовский оптимизм! Вообще эта тройка стариков придала мне такие силы! Они настоящие!"

Реклама

Зал стоя провожал троицу. "Они сегодня играли как дети, как выпускники театрального! Я вам честно говорю!" — благодарно кричал Виктюк, уходя со сцены.

"ДЕВЧАТА, А НУ-КА ЗАЦЕЛУЙТЕ ГАФТА! АЙДА В МАШИНУ!"

Буквально через 10 минут после спектакля у служебного входа театра появился Роман Виктюк. Он тут же бросился в объятия к Аде Роговцевой, посекретничал с ней пару минут и переключился на молодых поклонниц-студенток, с каждой сфотографировавшись и расцеловавшись. А тем временем вышли и Александр Филипенко с Валентином Гафтом. Они быстро сели в машину и нетерпеливо ждали режиссера. "А ну-ка, девчата, зацелуйте Гафта! Айда в машину, к Вале", — направил толпу красавиц к авто Роман Григорьевич, открывая дверцу, за которой сидел актер. С воплем: "Валя, мы вас обожаем!", девчонки бросились к Гафту, и он таки одарил одну сдержанным поцелуем в щеку.

Реклама

Когда автомобиль уже почти выехал на дорогу, Гафт вдруг вышел. "Феликс, здравствуйте! — тепло обнявшись с пожилым мужчиной, сказал Валентин Иосифович. — А мы вас только с Галей (режиссер "Современника" Галина Волчек. — Авт.) вспоминали весь вечер! Она тоже тут, но на спектакль не пошла — неважно себя чувствует. Это уникальный человек, таких было максимум 15 в Союзе! Был рад вас видеть!" — сказал актер, и троица умчалась в гостиницу. Единственным человеком, который заставил Гафта выйти из черного "Мицубиси", оказался Феликс Дашков, который 5 лет (до 1984 года) был капитаном легендарного парохода "Адмирал Нахимов". "Мы познакомились 30 лет назад. Тогда на пароходе путешествовали и Игорь Кваша с женой, и Галина Волчек, и Гафт. Столько лет прошло и вот, свиделись! Помнят — приятно!" — радостно сказал нам Феликс Михайлович.

"ТРИ СУМАСШЕДШИХ ХУЛИГАНА"

Весь день в преддверии первого спектакля Филипенко, Гафт и Виктюк провели на репетиции в театре. Александр Филипенко был чрезвычайно активен — то просил поправить свет, то требовал больше звука, то Гафту указывал, когда вступать: "Валя, рано, вот тут, на второй удар!" Но, обращаясь к режиссеру, соблюдал субординацию: "Рома, можно я так рукой сделаю?" "Да, нужно!" — отвечал Виктюк, регулярно приговаривая в адрес молчаливого Гафта: "Хорошо, Валя, отлично!" В конце репетиции Филипенко бросился к тихо сидевшим журналистам: "Мы не скажем ни слова! Мы хотим отдохнуть, а вы мешаете! Валя, поехали", — и, прихватив Гафта под руку, ушел. Зато на вопросы ответил режиссер: "Когда был день памяти Михаила Ульянова, мы встретились с Валей и Сашей. Валя рассказал о пьесе. Просто собрались три хулигана, три сумасшедших, и поняли, что должны это сделать. Спектакль актуален! Потому что и Россия, и Украина мечтают о сильном вожде и ждут, когда это г...но придет! А оно придет! Докличемся! Нам не хватает тюрем, смертей, проклятия... Этот спектакль — вопль о том, что Сталин всегда с нами, "он всегда в Кремле", а его ждут!"