Почему Тычину считают духовным мертвецом

30 января 2016, 12:00
Ради жизни родных Тычина отказался от Нобелевки

Тычину считали князем среди поэтов. Фото: из открытых источников

В рубрике "Литгостиная" журналист Анастасия Белоусова и писатель Алексей Курилко беседуют и спорят о произведениях классической литературы. В этот раз в честь 125-летия со дня рождения украинского поэта Павла Тычины мы разбирались, каково это — изменить своей музе, но спасти близких от гонений и смерти.

Реклама

125 лет назад. 23 января на Черниговщине родился знаменитый поэт.

- Алексей, помнишь школьную шутку: "Краще з ’ їсти кирпичину, чим вивчать Павла Тичину" ? К сожалению, это все, что оставила мне школа в память о Тычине. Это был Оз Великий и Ужасный, которого почему-то надо было учить. За что мы все его тихо ненавидели.   Благо, сейчас в школах хотя бы учат " Сонячні кларнети".

- Увы, наше поколение думает, что Тычина это "Трактор в полі дыр-дыр-дыр, мы за мир".  Хотя это пародия, которую написал "народ" в ответ на сборник стихов Тычины "Партія веде".  А ведь во времена УНР его считали князем среди поэтов! Он знал 20 языков. Был мастером эротической лирики "Зоставайся, ніч настала, Все в тумані-молоці. – Спать мене поклала Тала На дівочій руці. Щось питає, обіймає Чисте, біле, молоде...І світає й не світає, Тільки ранок не йде. Ой ти ранку, любий сонку,Треті певні голосні! Взяв дівчину беззаконну На двадцятій весні". При этом, заметь – о, ужас! Как он мог! Овладел незаконно девушкой, едва исполнилось 20 лет, ай, яй-яй, ай... Но такие мотивы в поэзии его не пугали, напротив...  Словом, на самом деле все гораздо сложнее, запутаннее... Например, принимая революцию он тем не менее никогда в стихах не не марал тему Бога.

Реклама

- Это ясно, он же в детстве пел в церковном хоре, закончил семинарию, играл на нескольких инструментах, даже дирижировал знаменитым хором им.  Веревки!  Кстати, говорил, что никогда не сможет полюбить женщину, у которой нет слуха.  А своей любимой женщине сделал предложение только через двадцать лет после знакомства. "Проверял" любимую. Но зато сам оставался ей верен до конца своих дней. Читала еще, что он ютился в каморке, которая прежде была ванной. Лишь после войны он, будучи наркомом просвещения, получил четырехкомнатную квартиру.

- А, ничего не изменилось. Пусть своих детей у Тычины не было, но эту "нишу" с лихвой заполняли 17 племянников. Внучка брата Тычины вспоминала, что в школе все смеялись, говоря о Тычине. Ее это обижало. Но когда она приходила к нему домой, то все время удивлялась – насколько просто они жили, хотя библиотека у него была шикарная. Но туда Тычина никого не пускал. После смерти оказалось, там было много запрещенной литературы. Он разбирался в литературном мире, но что поразительно – мировая литература помнила истинного Тычину! Не зря украинские эмигранты выдвинули его ранние сборники на Нобелевскую премию! И был шанс ее получить!  Но он отказался.

- А каковой была причина? Идеологической?

Реклама

- Генеалогической! Пастернак принял премию, решив, что ему недолго осталось и советская власть не успеет потрепать ему нервы. Ошибся, потому что за это власть своей травлей добила писателя, намного сократив ему и без того малый срок пребывание на земле. Нобелевская премия – дитя загниваюего капитализм, Шолохову разрешили получить премию, поскольку роман был официально опубликован в СССР. А "Живаго" в СССР не прошел в печать, и от Пастернака требовали публично признать, что "Доктор Живаго" был опубликован без его согласия, а вещь эту он написал не продумав, многое и сам осуждает... Но он не отрекся. Он тридцать лет прожил в страхе, он устал бояться. Посылая рукопись за рубеж, он знал, на что идет. Его клеймили, проклинали, словом, изрядно попили крови, отравив оставшуюся. И в результате не пустили на церемонию. Тычина сразу отказался от такой перспективы. По словам Стуса, у него было два пути: либо принять Нобелевскую премию и уезжать из страны, либо отказаться и жить дальше.  Покидать родину он не хотел, пусть и советскую, но все же Украину. А главное, у него была слишком большая семья. 

Журналист и писатель. Анастасия Белоусова и Алексей Курилко.

ДУХОВНЫЙ МЕРТВЕЦ

- Ты упомянул Василя Стуса, который в 70-е написал правду о Тычине в книге "Феномен доби. Книга была изъята КГБ, а самого Стуса приговорили к 7 годам тюрьмы и ссылки.

- А именно Стус первым заметил,  Тычина – такая же жертва сталинского режима, как Кулиш, Хвилевый, Курбас...только в отличие от последних, Тычина, стал духовным мертвецом при жизни. Вот где трагедия.

- И получается, что он полжизни отдал высокой поэзии, а вторую половину – борьбе со своим гением. Причем деградировал поэт так же гениально, как когда-то писал стихи". Все источники пишут, что "Тычина капитулировал перед большивизмом", но капитуляция…

- Источники лгут.  Капитуляция – это когда ты прекращаешь борьбу, признаешь свое поражение. Тычина против власти  не шел, потому он и не мог капитулировать. До 30-х гг ХХ века он вообще не касается  политики.  Он просто лирик, причем мощный лирик. Мало того! Он действительно поначалу думал, что власть советов – дело хорошее. Изначально. А потом – ад!  Братьев сажают, писателей расстреливают. Тоталитаризм, террор,  Голодомор, а рядом с Павлом Тычиной – орава родственников с детьми. Надо было делать выбор. И он его сделал.

- Можно ли тогда его сравнить с Есениным?

-Нет, Есенин постоянно метался, а в затем махнул рукой. В любом случае, он остался верен своей лире,  даже когда пытался славить революцю, но она у него красивая, справедливая, для рабочих и крестян.. И доктрина его революции: свобода, равенство, братство, заводы – рабочим, земля крестьянам. Только это  лозунг эсеров. Большевики присвоили его себе, и обманули народ. Нет, Есенина можно сравнить с Сосюрой. Вообще, Сосюра – это украинский Есенин. Тычина не обманывал себя.

 - Тогда его можно было бы сравнить с Маяковским, если бы тот не поставил "пулей точку в жизни"?

- Ближе Но в отличие от Тычины, Маяковский реально был певцом революции, ее глашатаем, горлопаном и главарем  он в нее верил по-настоящему. И не предавал ее. Она его предала. Маяк Революцию освещал. А пока ее не быо, бунтрарил. Эпатировал. Раздавал " пощечины общественному вкусу"! Богоборчеством занимался. Тычина же даже в советский период старался Бога не трогать, а воспевал только какие-то бытовые ценности революции. Причем настолько примитивно, словно подсказывал потомкам: "Братья, вынужден "косить" под дебилоида. Довлатов говорил, что когда писал "правильные" статьи, у него даже почерк менялся. Так вот у Тычины почерк не менялся, он вообще исчез. Как и собственный голос. Перо и мастерство было утеряно. Остался голый примитив. Пойдя на этот компромисс с властью, он оставался верен власти до конца. Есенин не решился бы на такой шаг. Есенину тоже делали разные предложения. Тот же Троцкий в 1923 году предложил сделать свой журнал. Троцкий уже чувствовал себя не так уверенно, как два года назад. Ему была нужна трибуна. И Есенин, как рупор к крестьянам. Но Есенин только подшофе был громким и грозным. А так он, как Веничка с похмелья, малодушен, грустен и тих.  Есенин отказался. Но не потому, что предвидел, чем это обернется, а просто потому, что он в принципе по натуре был ребенком, в лучшем случае, по подростком до конца своих дней. То неуверенным и робким, то задиристым и псевдоциничным. А подростку просто хочется, внимания, заботы и любви. Ему неинтересны были счета, редакционная политика, государственная политика, указания сверху... Он не хотел брать на себя  ответственность.  А Тычина взрослый мужчина, отвечал не только за себя, но и за жизнь и свободу огромной  родни.. Он сам возложил на себя ответственность. Но в душе, думаю, он неимоверно страдал.

ЧТО КОЗА СДЕЛАЛА ТЫЧИНЕ

- Думаю, да, ведь он тоже был очень ранимым, неуверенный в себе романтиком, но  которого он закрыл в себе и мало кому показывал…

-  Ты думаешь? Поначалу, конечно. Меня до сих пор умиляет, как он приезжает в гости к своему кумиру, к Коцюбинскому,  ставшему впоследствии его творческим учителем. Долго мучается, потом покупает букет цветов. По дороге мучается, этично ли дарить мужчине цветы. Дверь открыла дочь. Он, спрятав букет за спиной, что-то начинает ей сумбурно и долго объяснять. Девушка ничего из его бормотания и заикания понять не может, он вновь долго говорит, а в это время к  нему сзади подошла коза и съела весь букет. Но он этого даже не почувствовал, настолько переживал, как и что он скажет великому метру и его дочери. 

- Как мило, а по стихам, помню, было ощущение, что автор – полностью разъеденный идеологией, ничего не чувствующий мужик без образования, который свято верит в советскую власть. ..

- Хорошо,  давай возьмем его стихи "На майдані коло церкви революція іде". Совок, да? Ан-нет! Там есть строчки: "Посмутились матері. Та світи ж ти їм дорогу, Ясен місяць у горі". Смотри, мамы просят Луну, а не Солнце. Почему? Потому что понимают – на подходе тьма. "На майдані пил спадає, замовкає річ…Вечір. Ніч".  Это же гениально! Ведь именно так произошло и тогда, в 1917 и сейчас, в 2014. Кажется, огни, революция, тьма отступает... Но сыновья уходят дальше, и вновь все по-прежнему. Вечр. Дальше – ночь. Ночь и сыновей поглащает. Безвозвратно. Самых лучших. Вот он вроде бы написал простые вещи, но даже в них скрытый глубокий подтекст.  Знаешь, кто-то очень точно подметил, в связи с Тычиной, именно с ним!  Если по скрипке Страдивари долго бить молотком, она уже никогда не будет так звучать, как прежде.  Тычина – это уникальная скипка, по которой долго били молотком.  Тогда его последние стихи – это звучание на последней струне…