По следам вождя: как Сталин по Крыму путешествовал

24 июля 2014, 20:00
В Севастополе Коба аплодировал пляскам моряков, в Алуште остановился, чтобы побриться, в Массандре велел посадить эвкалипты, а в Ливадии созерцал крымские закаты

Реклама

Крым на время перестал быть для украинцев курортной меккой, но интерес к истории "горячего" полуострова только возрос. А среди тех, кто после аннексии Крыма решился посетить его восхитительные места, местные экскурсоводы отмечают повышенный интерес к "имперским" объектам. Тем, которые связаны либо с отдыхом царской семьи, либо с хозяином страны Советов — товарищем Сталиным. "Те, кто к нам приезжают, естественно, хотят "отметиться" по маршруту обязательной программы: "Ласточкино гнездо", графский замок в Алупке, царские дворцы, — говорит экскурсовод из Ялты Надежда Гончаренко. — И почему-то часто звучит вопрос: "А Сталин тут бывал?" Вот и "Сегодня" решила пройтись по следам Иосифа Виссарионовича на полуострове.

Достоверно известно всего о четырех визитах Сталина в Крым. Впервые он побывал там летом 1929 года — приезжал с инспекцией Севастополь, осмотреть базу Черноморского флота. Тогда он посетил крейсер "Червона Украина", и до наших дней сохранилась его запись в судовом журнале: "Был на крейсере "Червона Украина". Присутствовал на вечере самодеятельности. Общее впечатление: замечательные люди, смелые, культурные товарищи, готовые на все ради нашего общего дела. Приятно иметь дело с такими товарищами. Приятно бороться с врагами в рядах таких бойцов. С такими товарищами можно победить весь мир эксплуататоров и угнетателей. Желаю вам успеха, друзья с "Червоной Украины"! И. Сталин. 25 июля 1929 г.". Второй визит в феврале 1945-го был связан с проведением Ялтинской конференции глав СССР, США и Великобритании. Еще через два года Сталин приезжал в Ливадию, чтобы отправиться из Крыма в Сочи на крейсере "Молотов". И только в августе 1948-го он выбрался в Крым специально, чтобы отдохнуть. Иосиф Виссарионович изменил своей традиции — отпуску на Кавказе, у горного озера Рица, недалеко от Гагр, предпочел выезд к морю на ЮБК. Из Москвы до Симферополя генералиссимус добирался как обычный отпускник — в поезде, только в его личном распоряжении был весь поезд. Примечательно, что в послевоенное время симферопольский ж/д вокзал был, возможно единственым в стране, который украшали сразу две статуи "вождя народов": одна в фуражке — сразу же на перроне, другая, уже без головного убора, — на привокзальной площади.

По-настоящему засекреченным оказался его выезд в 1947-м, с последующим круизным переходом на крейсере из Ялты в Сочи. Первая информация о вояже вождя появилась в прессе только спустя три недели после его завершения. 9 сентября 1947 г. газета "Правда" опубликовала фотографию со скудной текстовкой о том, что И. В. Сталин побывал в гостях у черноморцев. Одного из них мы разыскали в Симферополе — Петр Гармаш тогда служил на крейсере "Молотов" и весь день 19 августа провел на борту корабля вместе с генералиссимусом. "Утром мы бросили якорь на траверзе Ливадии, — вспоминает Петр Гармаш, в то время 23-летний старшина I статьи. — До этого наш крейсер неожиданно отозвали с флотских учений, и он вернулся в Севастопольскую бухту. Два дня экипаж драил и без того блиставший корабль, были пополнены запасы топлива, воды и боеприпасов. А на камбузе появились продукты, которых прежде никогда не получали. Но к чему все эти приготовления — даже для офицеров оставалось загадкой. И только в открытом море экипажу по корабельной трансляции объявили, что нам выпала высокая честь принять у себя товарища Сталина! Новость для всех была ошеломляющей. К ливадийскому берегу ушел катер с адмиралами, и в 6:00 уже вернулся обратно — с гостем, от присутствия которого захватывало дух!"

Реклама

"От его присутствия у моряков захватывало дух"

По уставу ВМФ для встречи главы советского правительства всему личному составу корабля полагалось выстроиться на приветствие. Но Сталин попросил обойтись без церемоний, поскольку он в отпуске и отправляется на отдых в Сочи. Его провели в каюту флагмана — в носовой части крейсера, и "Молотов" взял курс к берегам Кавказа. После обеда по кораблю прозвучала команда: "Свободному от вахты личному составу собраться на юте". Сталин откликнулся на просьбу сфотографироваться с личным составом крейсера. Как свидетельствует Петр Гармаш, день выдался солнечным и безветренным. Появление генералиссимуса среди экипажа было встречено аплодисментами, аплодировал и он морякам. Сталин был в фуражке с околышем, на сером френче, застегнутом на пять пуговиц, — золотые погоны и Звезда Героя. Когда крейсер сбавил ход, моряки стали собираться вокруг него. Для вождя и адмиралов принесли скамеечку. "Я оказался рядом с ним, — рассказывает Петр Егорович, — слева и чуть сзади, буквально в полуметре. И когда волнение прошло, уже бесцеремонно его рассматривал. Он воспринимался, как самый обыкновенный человек — пожилой, невысокого роста, усатый, с приятной улыбкой на добродушном лице. Не зная, кто это, вряд ли можно было бы угадать в нем тирана, на совести которого миллионы искалеченных судеб. В какой-то момент он снял фуражку правой рукой, и я заметил на его макушке большую лысину. Это открытие меня очень удивило — на портретах мы привыкли видеть вождя с седоватой шевелюрой".

"Голубка" в Алуште

Реклама

По дороге на ЮБК Сталин дважды останавливался в Алуште. "Путевой домик" вождя — это особняк, построенный из камня ракушечника и диорита еще в 1827 году, который в конце XIX века приобрел "под дачу" отставной генерал Голубов (отсюда и ее название — "Голубка"). Образец типичной для того времени южнобережной дачной архитектуры: правое крыло из двух этажей, левое — одноэтажное, с подвалом — всего 18 комнат. Сейчас там — на ул. Ленина, 20 — Центральная городская библиотека. На фасаде здания висит мемориальная доска (восстановлена в 1995-м) с сообщением о факте пребывания Сталина в городе. Экскурсоводы рассказывают, что "сталинская комната" находится на первом этаже, где читальный зал — 1 февраля 1945-го за полтора часа отдыха Иосиф Виссарионович успел выпить чая, полежать на кушетке и побриться, а сведений об остановке в августе 1948-го и того меньше.

РЕЗИДЕНЦИЯ: Сталин не признал дачу после ремонта

На отдыхе в Крыму — чуть более 65 лет назад — Сталин, по скудным сведениям очевидцев, предпочитал уединение и особых развлечений, в отличие от Берии, не требовал. К морю от Ливадийского дворца, а это по витиеватой дороге около 3 км, его отвозили на открытом "Виллисе". И однажды ему захотелось взглянуть на Юсуповский дворец в Кореизе, где он жил во время триумфальной для него Крымской конференции 1945-го. Иосиф Виссарионович даже не подозревал, что там могло что-то измениться. В той поездке, как вспоминает ялтинец Александр Федоренко, его сопровождал начальник личной охраны — генерал Власик. Уже во дворце Сталин заметил следы переделок и, не скрывая своего возмущения, спросил у генерала: "Ты куда меня привез?". Власик почувствовал неладное и пытался как-то выкрутиться: "Как куда — в Юсуповский дворец". "Не знаю, я тут не жил и смотреть ничего не буду", — Сталин развернулся и вышел к машине. По дороге в Ливадию он отдал распоряжение Власику, чтобы к утру следующего дня ему доложили, кто, зачем и с чьего разрешения проводил реконструкцию. Юсуповский дворец был национализирован сразу после Гражданской войны и поначалу являлся здравницей чекистов — там даже побывал Дзержинский, а позже и не раз — Берия, а потом комплексу присвоили статус госдачи. В отличие царского в Ливадии, Юсуповский дворец так и не стал музеем. В лихие 90-е прошлого века он попал в управление к менеджерам "швейцарско-солнцевской компании" и всем кредитоспособным гражданам там предлагался комфортный отдых в апартаментах и люкс-номерах. Ночь в "сталинских" апартаментах тогда стоила $340, а в "юсуповских" — $520. Среди вип-постояльцев в том числе были Алла Пугачева с Филиппом Киркоровым, София Ротару с семьей, Павел Буре, экс-министр финансов РФ Павлов и даже Виктор Ющенко — в бытность его главой Нацбанка Украины. Примечательно, что тогда на территорию свободно допускались экскурсии. А когда дворец перешел в управление ДУСи (Госуправление делами президента Украины) объект стал режимным и там затеяли "бесконечный ремонт". И только в сезоне 2007 года снова появились предложения гостиничного комплекса "Юсуповский дворец" в Кореизе. После ремонта ворота этого режимного объекта снова открыты для состоятельных господ. Апартаменты "Юсупов" (180 кв. м, холл, три спальни, три ванных комнаты, терраса с видом на море) на пике сезона стоят $1400 в сутки. "Сталинские" апартаменты просторнее, но дешевле (200 кв. м, холл, две спальни, кабинет, два балкона с видом на море, три ванных комнаты, индивидуальный вход) — $900. Апартаменты "Молотов" еще скромнее — $600.

БАЗА: "трешка" с видом на море

В качестве "базы отдыха" на отпуск 1948 года Сталин выбрал царскую летнюю резиденцию — Ливадийский дворец, где он уже чувствовал себя полным хозяином, а не гостем, как на Конференции в феврале 1945-го, когда там квартировал президент США Рузвельт и его делегация. К приезду Иосифа Виссарионовича во дворце были отлажены до идеального состояния все системы жизнеобеспечения: автономная электростанция, горячее водоснабжение, канализация, ванна с подогревом морской воды, прямая телефонная связь с Москвой. Уровень технологий и комфорта соответствовал элитным пансионатам того времени. Сталин определил для себя три комнаты (спальню, кабинет и гостиную) на первом этаже в восточном крыле, обращенном к морю. Одна из них — с выходом на просторный балкон с колонадой. В бытность российских императоров (имение стало собственностью Романовых весной 1861-го) эти помещения предназначались для гостей — среди которых, помимо прочих особ, были Марк Твен (1867) и Миклухо-Маклай (1886), а сейчас там магазин сувениров и выставочный зал. "К сожалению, свидетельств о крымском отдыхе Сталина очень мало, — говорит заведующая научно-экспозиционным отделом "Крымская конференция" Ливадийского дворца-музея Елена Дорошенко. — Кое-что мы знаем со слов женщины, которая работала на госдаче официанткой. Она была здесь, показывала нам: кто в каких комнатах жил, что и где располагалось. Рассказала, что Сталин в 1948-м провел в Ливадии 20 дней". Очевидцем того, как отдыхал тов. Сталин, был и ялтинец Александр Федоренко, тогда 31-летний старший лейтенант МГБ, "Попасть ко дворцу было непросто даже нам — обслуживающему персоналу, — вспоминает Александр Илларионович. — Еще в ­1947-м (Сталин тогда переночевал во дворце перед "круизом". — Авт.) всю дворцовую территорию обнесли сплошным забором высотой под три метра. По периметру — караульные будки с телефонами. На входе мы предъявляли удостоверения и пропуска, а дежурный каждый раз созванивался с комендатурой. Уже за забором нас везде сопровождали офицеры из команды генерала Власика. Даже парковые работники, которые подметали дорожки и собирали листья, ни на минуту не оставались без присмотра".

ЭВКАЛИПТЫ. вождю не хватало Кавказа

Во время "крымского отпуска-48" тов. Сталин из Ливадии часто заезжал в Массандру — ему нравилась тенистая терраса на 3-м этаже дворца императора Александра III. Оттуда открывался потрясающий вид на долину и парк. В ботаническом многообразии было все, кроме любимых сталинских эвкалиптов, напоминавших ему о кавказском детстве. И он распорядился, чтобы они там появились. В срочном порядке саженцы адаптированных австралийских экзотов доставили самолетом с побережья Кавказа, и сотрудники МГБ взялись за лопаты. "Я тоже сажал те эвкалипты, — вспоминает и улыбается ветеран госбезопасности Александр Федоренко. — Естественно, никто из нас даже не думал рассуждать о целесообразности такого мероприятия: нам сказали — мы делали. Всего возле дворца мы засадили около гектара кавказскими саженцами, так, чтобы они не закрывали обзор с балкона. Оттуда Сталин иногда посматривал за нашей работой, — казалось, он никогда не выпускает трубку из руки. К сожалению, затея не удалась: "кавказцы" не перенесли крымскую зиму".