Первый раз в первый класс: советы родителям будущих первоклассников от детского психолога

18 июня 2018, 12:19
По словам Светланы Ройз, важно, чтобы первый учитель давал пример авторитетности, а не авторитарности

Любите своих детей. Фото: pixabay

Возраст младших школьников – возраст обостренной чувствительности. Переход от детсадовского любования, ощущение своей уникальности к школьной ответственности и критике – сложный для многих детей.

Об этом рассказала детский и семейный психолог Светлана Ройз.

Реклама

"Первый класс школы, как минимум, является адаптационным, переходящим на физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и социальном уровнях развития ребенка. Во время любого адаптационного процесса для ребенка важны ресурс, поддержка и авторитет "ведение", ведь ребенок очень чувствителен и внимателен к тому, кто становится для него опорой" – цитирует психолога Министерство образования и науки Украины.

По словам Светланы, первый учитель является школьным "психологическим коконом", который может помочь укрепить, проявиться и раскрыться потенциалу ребенка. Важно, чтобы первый учитель давал пример авторитетности (уважения, осознание своего места, эмоциональной компетентности и зрелости), а не авторитарности (давления, эмоциональной оценки и навязывание правил).

"Я часто на семинарах напоминаю легенду о Микеланджело и его удивительной скульптуре Давида: в окрестностях Флоренции нашли глыбу мрамора, ее предлагали различным скульпторам, но они отказывались брать ее к работе, потому что на камне была трещина. Только Микеланджело взялся за нее. И собственно с нее появился Давид. Когда скульптора спросили, как ему удалось создать такой шедевр, он ответил: "Я отсек все лишнее"", – привела в пример Ройз.

По ее словам, в каждом из нас, в каждом нашем ребенке есть внутри этот "совершенный потенциал". Он часто скрывается за тем, что мы считаем "лишним". Собственно, на этом потенциале важно делать акцент в развитии и воспитании.

"Когда мы смотрим на человека любого возраста, часто обращаем внимание именно на его "трещины", "шероховатость", "выбоины", забывая о том, что за всеми этими слоями находится его истинный высокий потенциал. Возможно, наша задача – родителей, учителей, психологов – помочь ребенку сохранить контакт с его потенциалом и помочь снять те слои, которые уже появились – оценки, убеждения и т.п., от него отделяют", – отмечает Светлана.

Реклама

Она рассказала, что когда мы делаем акцент на ошибках – акцентируем внимание на этих "расщелинах". Когда мы обращаем внимание на успехи, на реальные достижения, на то, что в ребенке или во взрослом человеке является целостным – мы укрепляем контакт с потенциалом.

Почему важно осторожно использовать красную ручку?

  • Тетрадь, рисунок, любое авторское произведение – это продолжение внутренней территории, внутреннего пространства ребенка. Поэтому то, что туда привносится "извне" (правки, связанные с действиями или оценка усердия), часто воспринимается не логично, а эмоционально, иногда как вторжение на внутреннюю территорию – и переносится на самоощущение, на отношение к себе самому.
  • У детей развивается склонность к так называемой "школьной тревожности" – страхе сделать любую ошибку. Чем больше учитель, родители, сам ребенок фиксируются на ошибках (а не на том, что важно закрепить в знаниях или то, что уже у него получается), тем больше становится страх допустить новую ошибку. В такие моменты отключается неокортекс ребенка и активируется рептильная часть мозга, отвечающая за реакцию на стресс (ее называют "бой-беги-замри") – а не за восприятие новой информации. Любое развитие происходит только при условии ощущение безопасности и покоя.
  • Ребенку важно получать опыт, поэтому ошибаться – НЕЛЬЗЯ! Эти знания способствуют развитию личности и расширению границ его потенциала. В зависимости от психотипа, дети по-разному ведут себя: один ребенок может бояться допустить ошибку – и это приведет к невротическому напряжению; другой с тем, чтобы избежать чрезмерного напряжения, – прекратит обращать внимание на ошибки.
  • То, на что обращается больше внимания, активно проявляется и бессознательно используется. Часто дети бессознательно начинают привлекать к себе внимание именно "неуспеваемостью".
  • Каждому ребенку (и взрослому) во время усвоения нового важно иметь опору, ресурс, от которого можно отталкиваться. Эта опора – успех, кое-что уже усвоено, то, что уже получается.
  • Красный цвет воспринимается как сигнал светофора "СТОП", как ограничение и проявление авторитарности. Ребенку часто сложно перейти к новой действия после того, как он увидит в тетради красное ограничение – оценку. Продуктивнее использовать два цвета ручки – красный и зеленый. Зеленым подчеркивать или выделять то, что сделано идеально, красным то, на что надо обратить внимание. Важно, чтобы зеленых отметок было примерно вдвое больше, чем красных.

Дети очень адаптивны, они привыкают к любой предложенной системы. Многие поколения школьников выросли и стали профессионалами. Вопрос в том, насколько они остались в контакте со своим потенциалом, насколько радостными и поддерживающими остались их школьные воспоминания. Школьное время – это большая часть жизни ребенка, насколько высока его самооценка, насколько он воспринимает себя успешным и счастливым.

Дети 6-9 лет нуждаются (кроме базовых – безопасности, любви, развития):

Правда, психолог отмечает, что на самом деле, следующие категории подходят для детей любого возраста, но для детей этой возрастной категории – это особенно важно.

  • В ощущении принадлежности к семье, класса, группы. На вопросы, которые беспокоят ребенка, важно отвечать, инициативу – поддерживать, успехи и начинания поощрять.
  • В поддержке, потому что когда не получают одобрения или сталкиваются с поражением, часто отступают. Всевозможные одобрения поддерживают самооценку, становятся платформой для дальнейшего роста. Но важно, чтобы мы обращали внимание на реальные достижения, делали акцент на том, что ребенок сам приложил усилия и получил удовольствие от процесса – и именно поэтому результат получился замечательный. Важно чувствовать разницу между похвалой и поддержкой. Похвала – оценочная, в ней часто звучат слова "хороший / лучше", а поддержка делает акцент на усилиях ребенка. От похвалы дети начинают зависеть – а поддержка придает им уверенности и сил, она важна и приятна, но не вызывает зависимости.
  • В спокойном строительстве границ, четком определении правил, остановке агрессии, защите от троллинга, прояснении ситуации.
  • В безопасности – физической, эмоциональной, границ личности.
  • В контакте с авторитетом. Ребенку этой возрастной категории нужен (кроме родителей) взрослый друг-наставник. Но важно помнить, что если такой контакт внезапно прерывается или меняется тональность, у ребенка возникает ощущение, что его предали.
  • В доверии. Если ребенок вдруг в личном контакте делится частной информации, важно благодарить за доверие и сохранять этику доверия.
  • В контроле. Если задача есть, ее нужно проверить. Если правило установлено, за его выполнением нужно следить.
  • В беспристрастности. Плохих детей не бывает – есть дети, которым плохо.
  • В игре, возможности играть. Это – возможность сохранить контакт с творческим потенциалом.

Тем временем врач и кандидат медицинских наук рассказал, как стать более собранным и мотивированным. Даже если вам не хочется, запланируйте радость – именно так и работает поведенческая активация.