Первым кадром Микеланджело Антониони стал дурдом

1 августа 2007, 19:08
Всемирно известный режиссер ненавидел немое кино с дешевыми клоунами, а когда онемел сам, продолжал удивлять мир своими полнометражными шедеврами. На днях его не стало.

Фото ИТАР-ТАСС

ГЕНИЙ ИЗ ДУРДОМА

Микеланджело Антониони родился в итальянском городе Ферраре 29 сентября 1912 года в семье среднего достатка. Его родители желали дать сыну классическое гуманитарное образование. Но с академической словесностью что-то не заладилось, и свой диплом молодой Антониони получал в Болонской высшей школе экономики и торговли. Великий маэстро далеко не сразу осознал свое призвание – к изучению режиссерского мастерства он приступил лишь в 27 лет. По его собственным словам, в объектив камеры Антониони впервые заглянул в сумасшедшем доме, где собирался снимать любительский фильм о душевнобольных. Больные панически боялись осветительного оборудования и просто не давали себя снимать. А мастер, в свою очередь, не желал работать с профессиональными актерами – они бы замещали неприкрытую, грубую реальность гримом и "театральным" лоском.

Реклама

БЕЗ СОМНЕНИЯ, НЕОБЩИТЕЛЬНЫЙ

Долго не признаваемый Антониони с крайним раздражением встречал холодные отповеди в свой адрес и снимал собственное имя из титров некоторых картин. В 1960-м он снял ленту "Приключение", которая на Каннском кинофестивале была буквально освистана публикой, ожидавшей детективного сюжета, а не изображения внутреннего мира и отношений героев. Все же фильм заинтересовал критику, получил Гран–при и очень быстро принес режиссеру мировую известность и огромный успех. К слову, вместе со следующими фильмами "Ночь" (1961), "Затмение" (1962) и "Красная пустыня" (1964), в которых также снялась Моника Витти, "Приключение" образует своего рода цикл, который в литературе обычно называют "тетралогией некоммуникабельности". В мире, который изображает автор, поставлена под сомнение всякая возможность общения.

КОММЕРЧЕСКОЕ УВЕЛИЧЕНЕ

Реклама

Режиссер много снимал за пределами Италии. Он отказывался от поисков новых приемов, в некотором роде возвращался к установкам раннего периода своего творчества . В 1966 году Антониони в Лондоне в короткие сроки снял фильм "Фотоувеличение" ("Blowup") по мотивам знаменитого рассказа Хулио Кортасара "Слюни дьявола". Главный герой картины – фотограф. Он пытается разобраться в событиях, случайным свидетелем которых стал, но ему не удается проникнуть в суть явлений, теряющихся за видимой оболочкой. Фильм стал крупнейшим коммерческим успехом Антониони.

ИЗГНАН ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ С ИНСУЛЬТОМ

В 1972 году Антониони был приглашен правительством КНР в коммунистическую Поднебесную и снял документальный фильм "Китай" для итальянского телевидения. Китайское руководство восприняло работу режиссера в штыки: Антониони беззастенчиво иронизировал по поводу тоталитарного пафоса, господствовавшего в маоистской державе. Фильм вызвал небывалую шумиху, и вокруг замкнутого в себе режиссера снова разразился скандал. В результате Антониони пережил первый инсульт.

Реклама

ИДЕНТИФИКАТОР ЖЕНЩИН

В 1985-м с Антониони пережил второй инсульт, приведший к параличу правой половины тела и необратимой потере речи. После этого режиссер решается на новый брак после тяжелого разрыва со старлеткой Моникой Витти – с Энрикой Фико, достаточно молодой дамой, сыгравшей роль второго плана в его фильме 1982 года "Идентификация женщины". Энрика стала верной и преданной помощницей стареющего режиссера. В течение десяти лет после инсульта Антониони не создал ни одной полнометражной картины. Лишь в 1996-м при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был поставлен новый фильм – "За облаками".

ПРОФЕССИЯ: ПРИЗЕР

Творческий путь Антониони полон свершений и побед. Он получил целый ряд призов международных кинофестивалей: приз FIPRESCI в Берлине в 1961 г., "Золотого льва" в Венеции в 1983 г., приз Франсуа Трюффо в Гиффони в 1991 г. и там же – "Золотого грифона" в 1995 г., в 1993 г. Европейская киноакадемия наградила его призом за творчество в целом, а двумя годами позже Антониони стал почетным лауреатом Американской киноакадемии. В 2001 г. – через сорок лет после первого награждения – Национальное общество кинокритиков США удостоило его специального упоминания. Одной из самых главных наград в режиссерской карьере Микеланджело Антониони стал "Оскар", врученный ему в 1994 г. за вклад в мировую культуру.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

1953 – Побежденные/I vinti (в трех частях, часть "Il delitto" – также в сб. "Il fiore e la violenza", 1962) (режиссер, сценарист, сюжет)
1955 – Подруги / Le amiche
1957 – Крик / Il grido (режиссер, сюжет)
1953 – Дама без камелий /La signora senza camelie (режиссер, сценарист, сюжет, не указанный в титрах монтажер)
1960 – Приключение / L’avventura (режиссер, сценарист)
1961 – Ночь / La notte (режиссер, сценарист)
1962 – Затмение / L’eclisse (режиссер, сценарист)
1964 – Красная пустыня / Il deserto rosso (режиссер, соавтор сценария, сюжет )
1966 – Фотоувеличение / Blowup (режиссер, сценарист)
1970 – Забриски Пойнт / Zabriskie Point (режиссер, сюжет, не указанный в титрах монтажер)
1975 – Профессия: репортер / Professione: reporter (режиссер, сценарист, монтажер)
1980 – Тайна Обервальда/Il mistero di Oberwald режиссер, сценарист
1982 – Идентификация женщины / Identificazione di una donna (режиссер, сценарист, сюжет, монтажер )
1995 – За облаками (совместно с Вимом Вендерсом) / Par Dela Les Nuages
1995 – Faire un film pour moi c'est vivre (Реж. E. Antonioni) (док.ф., исполнитель роли самого себя)
2004 – Эрос (эпизод "Опасная связь вещей") / Eros (Il filo pericoloso delle cose) (режиссер, сценарист, монтажер)