Пьер Ришар рассказал, как вытирал руки шарфом Азнавура и строил в Париже баррикады

17 сентября 2010, 07:15
"Сегодня" побывала на полуавтобиографическом спектакле "Пьер Ришар. До востребования".

Француз. Показал, что умение смешить у него не иссякло. Фото: С. Николаев

Смотрите ВИДЕО с репетиции спектакля

Смотрите ФОТО

Реклама

Несмотря на то, что французский комик в Украину приехал уже в четвертый раз (в третий — в столицу, и разок побывал в Харькове), его театральное творчество нам не особо знакомо. Потому "Сегодня" не могла не побывать на его полуавтобиографическом спектакле "Пьер Ришар. До востребования" (напомним, что радовать нашу публику артист намерен три дня, с 15 по 17 сентября).

ПИСЬМА СО СЦЕНЫ. Декораций как таковых нет. Есть лишь небольшой грубо сколоченный помост, на котором громоздятся пожелтевшие кипы писем — чернильные послания актеру от поклонников. В качестве фона — небольшой синий "задник". То ли небо, то ли море — зависит от фантазии зрителя. Звучит саксофон (соло выдавал сын актера Оливье Дефэй), и на сцену, как чертик из табакерки, выскакивает сам Ришар — в кудряшках, костюмчике и кедах. Что любопытно, он еще толком ничего даже не сказал, а зритель уже смеется — видимо, от радости. Пьер же достает из стопки письмо и начинает его читать вслух. Естественно, на французском. Для тех же, кто не очень понимает язык Астерикса и Обеликса (а таких в зале было, надо полагать, подавляющее большинство) в правом верхнем углу сцены установлен монитор с переводом. Надо ли говорить, что смотреть на Ришара и на экран одновременно было ой как неудобно?! Тем более, что порою титры случайно перематывались вперед. К концу спектакля у многих от усталости глаза уже просто вылезали на лоб. Впрочем, в сравнении с полученным от лицедейства комика удовольствием, это были сущие мелочи. Ибо Пьер показал, что называется высший класс — настоящий театр одного актера!

Казалось бы, ну, что тут такого: читаешь себе текст, да и все. Но нет, Пьер не просто читал. Он проживал эти строчки прямо на сцене, смаковал их, оживлял: "Я всегда избегал политики. Имел с ней дело лишь единожды. В 68-м — во время студенческих беспорядков. Я тогда вышел на улицу, чтобы просто кинуть взгляд на происходящее, а вовсе не для того, чтобы кинуть коктейль Молотова". И дальше следовал душераздирающий до слез и смеха рассказ, как комик помогал строить восставшим баррикады… из собственной машины. А чего только стоил скетч, в котором Ришар вспоминал, как когда-то подколол одного напыщенного и не слишком приятного актера: по сюжету тот должен был поднять на вытянутых руках бутафорский гроб и произнести некую пафосную речь. Но не смог. Так как подлый Пьер заблаговременно и по самую крышку насыпал в гроб песочку.

Реклама

ПРИВЕТЫ ОТ ФРИКОВ. Зачитываемые письма, все как на подбор, словно писали пациенты психдиспансеров: одна барышня, к примеру, предлагала Пьеру вместе покончить жизнь самоубийством: "Так мы с вами наконец-то перестанем грустить". Молодой афроамериканец рассказывал, как копирует стиль Ришара: "Вот мое фото. Я только что сделал себе химию. На мне костюм а-ля 70-е и я бьюсь головой о фонарный столб. Очень хочу быть похожим на вас". Некий пенсионер предлагал ему поддержать "новую партию ТРУСы". И для каждого из этих адресатов Пьер находил ироничные, но в то же время единственно верные слова. А в перерывах, между чтением, актер вспоминал, как застал "великого мима Марселя Марсо" в кресле у стоматолога. Как позже поминал его смерть минутой крика: "А разве можно молчать, когда уходят такие люди?!" и, как по рассеянности приняв за салфетку кашемировый шарф шансонье Шарля Азнавура, смачно вытирал им руки после еды.

БУФФОНАДА. Не отказал себе в удовольствии Ришар разыграть маленькую — буквально на 30 секунд — комическую сцену в духе его ранних фильмов. Играет саксофон. Выходит из-за кулис весь из себя серьезный Пьер с гитарой и стулом. Гитара настраивается, стул ставится на пол, а на него сверху водружается нога, которая — о, ужас! — проваливается сквозь днище. Пауза. Актер по-детски обиженно смотрит на коварный стул. После чего выуживает из него ногу, грустно опускает плечи и понуро, волоча за собой злосчастный стульчик, бредет за кулисы. Зал просто рыдал от смеха.

Отпускать любимого актера не хотели долго — минут 10 стоя аплодировали и дарили цветы. Букетов было так много, что Ришару понадобилась помощь нескольких человек, чтобы унести их все со сцены.