Пальмовая ветвь пахнет криминалом

28 мая 2007, 21:15
Канны "поощрили" аборт, болели за иранскую революцию, а специальный приз отдали убийце-параноику

Легендарная Джейн Фонда вручила главную награду румынскому режиссеру Кристиану Мунгиу.

Юбилейный, 60-й Каннский кинофестиваль, завершился 27 мая. Жюри под руководством Стивена Фриза до последнего момента удерживало имена победителей в тайне.

ПРОГНОЗЫ СБЫЛИСЬ

Реклама

Впервые за последние годы победил именно тот фильм, которому прочили победу все критики (обычно члены жюри, внимательно выслушав мнение критиков, поступают наоборот). "Золотая пальмовая ветвь", как и предполагалось, досталась румынскому режиссеру Кристиану Мунгиу за фильм "Четыре месяца, три недели и два дня". Действие фильма Мунгиу разворачивается в социалистической Румынии. Две студентки решаются на криминальный аборт и вынуждены заплатить за это огромную цену. Отсюда и название картины. "Четыре месяца, три недели, два дня" – это срок беременности одной из героинь. Фильм минималистичный и очень камерный. В переживаниях двух загнанных в тупик женщин передана атмосфера последних лет социалистического лагеря.

МЕЧТЫ В СКАФАНДРЕ

Приз за лучшую режиссуру вручили американскому режиссеру Джулиану Шнабелю за фильм "Скафандр и бабочка". Это экранизация истории Жана-Доминика Боби – харизматичного главного редактора журнала Elle, оказавшегося полностью парализованным после инсульта. Стараниями врачей Боби получил возможность общаться с окружающими при помощи одного уцелевшего глаза. Книга Боби, продиктованная морганием, была опубликована за несколько дней до его смерти в 1997 году. Жан-Доминик рассказал все о своем внутреннем мире, начиная с психологической пытки из-за того, что ты заперт внутри собственного тела, и заканчивая воображаемыми историями о мирах, которые он посещал лишь в своих мечтах. Режиссерская работа Шнабеля так высоко отмечена за гармоничное соединение операторской съемки и сильной актерской игры.

Реклама

ПОБЕЖДАЕТ СЛАБЫЙ

"Веточка" досталась и лучшему сценаристу. Им стал немецкий турок Фатих Акин за ленту "На другой стороне". Картина – вторая часть его трилогии "Любовь, смерть и дьявол". В этой истории рассказывается о шести людях, роковым образом связанных друг с другом, которых сводит вместе только смерть. В центре сюжета – история девочки Марианны, которая живет в Тегеране и наблюдает за тем, как окружающий мир преображается, становясь исламской республикой. Фильм хорошо приняла публика. Но, по мнению критиков, жюри приглянулся самый слабый и конъюнктурный из всей каннской программы сценарий.

ФАВОРИТЫ ИЗ АЗИИ

Реклама

Вторую по значению награду – Гран-при – неожиданно получила японский режиссер Наоми Кавасе за киноленту "Утренний лес". Этот прорыв стал не только одним из главных сюрпризов фестиваля, но и вызвал легкое удивление на родине 37-летней создательницы: в Японии ее картины абсолютно непопулярны. Азиатское кино пользовалось особым успехом в Каннах. Лучшей женской ролью жюри назвало роль в фильме "Тайный солнечный свет" режиссера Ли Чанг Донга, сыгранную корейской актрисой Чон До Ен. Лучшим же актером стал Константин Лавроненко, исполнивший главную роль в фильме "Изгнание" российского режиссера Александра Звягинцева.

СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ

Специальную награду "Приз 60-го юбилея" получил фильм американского режиссера Гаса Ван Сента "Параноидальный парк". Картина о подростке, который случайно убивает человека, катаясь на скейтборде. "Приз Жюри" завоевали сразу две ленты – мультипликационный фильм "Персеполис" и фильм "Молчащий свет" мексиканского режиссера Карлоса Рейгадаса. Французы особенно болели за "Персеполис" – очень смешной и одновременно очень грустный черно-белый комикс о смене режимов и революции в Иране. Мультик вызвал один из главных фестивальных скандалов: из Тегерана в Канны пришло официальное письмо, в котором говорилось, что его включение в конкурс вредит репутации страны. А вот документальная лента "Бунт. Дело Литвиненко", вопреки ожиданиям создателей, никакого ажиотажа не вызвала. Вобще многие критики сетовали, что Канны в этом году вынесли на всеобщий суд много "чернухи", криминальных мотивов и мрачных сцен, что не могло не отразиться на духе фестиваля.