Опыт других больше, чем знание ситуации, помогает угадать будущие эмоции

20 марта 2009, 10:05
Опыт людей из нашего социального круга позволяет нам лучше предсказывать нашу эмоциональную реакцию на те или иные жизненные ситуации, чем логика и знание подробностей этих ситуаций, заявляют ученые.

Ряд предыдущих исследований, проведенных психологами, нейрофизиологами и экономистами, показал, что люди очень часто не могут правильно предсказать свое отношение к некоему событию, которое должно в будущем случиться в их жизни.

Это очень часто приводит к ошибочным решениям с самыми серьезными последствиями. Даже очень детальное описание предполагаемых событий не позволяет людям судить о нем достаточно точно.

Реклама

Профессор Дэниел Гилберт из Гарвардского университета и его коллеги во время экспериментов обнаружили, что люди гораздо лучше предсказывают свои эмоции по поводу какого-либо события в будущем, когда знают, какой след оно оставило в жизни абсолютно незнакомого человека, даже если у них нет никакой другой информации об этом событии.

"Люди ошибочно склонны полагать, что каждая личность уникальна, и сильно отличается от другой, тогда как на самом деле даже космический пришелец, ознакомленный как с пристрастиями, так и с предметами, вызывающими неприязнь у одного человека, будет обладать довольно полной информацией о виде Homo sapiens", – говорит Гилберт.

Команда Гилберта поставила несколько экспериментов, в первом из которых группе студенток университета предложили угадать, насколько приятным для них окажется знакомство с неизвестным молодым человеком.

Реклама

У одной половины респонденток было описание мужчины, а вторая знала только, понравился ли молодой человек другим, незнакомым им девушкам.

Оказалось, что гораздо лучше предугадать свои эмоции удалось второй группе студенток. При этом девушки в обеих группах ошибочно полагали, что информация о мужчине и его фотография позволят им сделать лучшее предположение.

Во втором эксперименте две группы студентов обоих полов должны были предсказать свои эмоции в случае получения негативного отзыва о постороннем человеке. При этом половина студентов получила письменную копию этого негативного отзыва для предварительного ознакомления, а представители второй группы знали только, как на отзывы отреагировали другие люди.

Реклама

Несмотря на то, что студенты в обеих группах считали, что им необходимо ознакомиться с отзывом, прежде чем делать предположения относительно своих эмоций, второй группе, знавшей только эмоции посторонних людей, удалось предсказать свой эмоциональный отклик гораздо точнее.