Олег Скрипка: "Танцы-3 – это борьба Могилевской и Подкопаевой. Быть между ними я не хочу"

26 октября 2007, 08:00
Легенда украинского этно-андеграунда рассказал "Сегодня" о том, что он не политический юзер, что название группы "придумал" Достоевский и что отдых в Украине превращается в фотосессию.

Фото Г. Салая

Будущая звезда украинской андеграундной музыки рос в Мурманской области, после вернулся на родину родителей — в Полтавскую область. В 1986 году закончил Киевский политехнический институт, тогда же и создал легендарную группу "Вопли Видоплясова". В 1987 году команда получила первую премию на киевском фестивале "Рок-парад", а также выпустила свой хит "Танцы". В 1990 году "Вопли" совершили турне по Франции и Швейцарии. С 1991-го по1996 год Олег вместе с группой жил во Франции и активно гастролировал по стране, первая жена Скрипки была француженкой. В 1996-ом команда вернулась в Киев, сейчас на счету группы порядка десяти альбомов. Кроме того, сам Олег Скрипка записал несколько сольных проектов, снялся в некоторых мюзиклах — пробовал себя в качестве актера.

— Олег, как приняла публика "ВВ", когда все только начиналось?

Реклама

— С криками и воплями! Как корабль назовешь, так он и поплывет. Первое наше выступление состоялось осенью 1987-го в киевском Доме кино на фестивале "Молодость". Концерты были бешеные с самого начала. В том же году на рок-параде мы заняли первое место, после этого команда стала популярной.

— А кто вас слушал 20 лет назад?

— В то время разваливался Советский Союз, и эстраду "возглавлял" Иосиф Кобзон. Когда украинские неформатные артисты начали заявлять о себе на сцене, Москва ими заинтересовалась. Рок-музыку захотели слушать, раньше у нас ее просто не было. Чтобы стать популярным, не нужно было использовать пиар-технологии, можно было играть просто что-то нестандартное. Когда "Вопли" выступали, люди приходили с магнитофонами, записывали концерт на магнитные ленты, а потом передавали бабины друг другу — вот вам и вся ротация. Такая специфическая схема распространения нашей музыки — для рокеров была очень удобной.

Реклама

— Чем отличался ваш первый альбом?

— Он вышел еще до того, как мы стали популярными, записали его в 1986-м году. У него не было названия — просто сборник первых песен, записывали на бытовой аппаратуре. Первый клип "Вопли" выпустили в 1988-м году за государственные деньги на Укртелефильме. Такая установка поступила из Москвы — надо было работать с неформальной молодежью (тогда нас так называли). Мол, надо этих неформалов "причесать" и снять им клип. Его сразу показали по центральному российскому телевиденью в программе "Вид". После этого к нам пришло всесоюзное признание.

— Кто тогда продвигал ваши клипы на телевидении?

Реклама

— Мы как не платили за ротацию, так и не платим.

— Олег, как все-таки возникла идея назвать группу "Вопли Видоплясова"?

— Начнем с того, что "ВВ" представляет собой движение, которое было модным в конце 80-х — это альтернативно-интеллектуальный рок, андеграунд. Мы долго голову ломали, как же назвать такую неформатную группу. Хотели славянское название дать коллективу, благозвучное и чтобы оно немного сумасшедшее было. В то время все ребята из группы зачитывались Достоевским, он был нам близок по духу, по замысловатости текстов. Название нашли в маленькой повести Федера Михайловича "Село Степанчиково и его обитатели".

— Почему решили отметить 20-летие "ВВ" акустическим концертом?

— Мы акустику никогда еще не играли публично — это подарок-эксперимент себе и фанатам в честь юбилея. Попробуем воссоздать эмоциональный комфорт, как на ностальгических квартирниках. Состоявшемуся коллективу все сложнее и сложнее продвигать новые песни, потому что придя на концерт к популярной группе ты хочешь услышать любимые хиты. Но на нашей практике еще никто не отказывался послушать песню в новом исполнении.

— А празднуете как-то годовщину "оранжевой" революции? Вы же тогда были на Майдане, поддерживали народ со сцены.

— Я поддерживал движение, но никогда не был конъюнктурщиком "оранжевой революции". Я реальный участник событий, но ни этого карнавального Майдана на уровне "политического" шоу-бизнеса. Для меня революция началась с фестиваля "Країна мрій" в июле 2004 года, когда 30 000 людей стояли, скандировали: "Украина! Украина!" и пели гимн.

— Поддерживаете ли вы коллег по музыкальному цеху, подавшихся в политику?

— Понимаете, есть люди-юзеры, а есть — люди-креаторы. Я креатор. Если артист, воспользовавшись удобным случаем, идет в Верховную Раду, он, скорее всего, юзер.

— Вы сами из Таджикистана, выросли в Мурманской области. Почему вас все время "прописывают" в Полтаве?

— Потому что мои родители из Полтавской области. Меня каждое лето отвозили в село к родственникам. В детском возрасте я заговорил и запел на украинском языке.

— Вы смотрите "Танцы со звездами-3"?

— Нет, но кое-что знаю о третьем сезоне. Как я и говорил раньше, наша с Лизой пара очень повлияла на этот проект — он из попсового превращается в патриотический.

— Вас приглашали в танцевальную "Лигу чемпионов"?

— Да, но я отказался. Слишком много стратегий использовано в этом проекте. Я не хочу быть жертвой стратегии. Сейчас всем понятно, что "Танцы-3" — это борьба двух титанов — Могилевской и Подкопаевой. Быть между ними я не хочу. Судьи ведут себя заангажировано. Как не добивался результатов голосования зрителей, все ровно их не получил.

— Вы болеете за кого-то в этом проекте?

— Нет, я не являюсь потенциальным зрителем подобных шоу. Такие люди, как мы, телевизор не смотрят. И не только потому, что не хватает времени, просто там очень мало интересного для нас. Телевизор превращает зрителя в малокультурного борова.

— Вы организовываете различные фестивали и приглашаете на них малоизвестные коллективы. Тем не менее, зрителей там всегда достаточно. Как вам это удается?

— Схема шоу-бизнеса и ротации — это полностью фиктивная вещь и совершенно неэффективная. Мы живем в обществе, где искусственно культивируется низкопробная творческая продукция. Следствием этого псевдокультурного прессинга является то, что человек становится легко управляемым.

— С работой ясно. А где вы любите отдыхать?

— Люблю в Украине, но отдыхаю — за границей. На родине меня многие узнают и отдых превращается в автографсессию.