Один день из жизни циркачей: чего стоит минута под куполом

14 ноября 2015, 09:30
Рисуют карты желаний трюков, часто меняют белые перчатки и обожают кота Барбоса

Шатер. Это целый мобильный городок с ареной, домиками для артистов и персонала, реквизитом и даже кухней, столовой и душевой комнаткой на колесах. / Фото: Григорий Салай

С одной стороны, жизнь циркового артиста — это веселье, сияние софитов, купание в аплодисментах и новые впечатления каждый день. С другой — тяжелый труд, постоянный риск, ненормированный график и бесконечные переезды. "Сегодня" побывала за кулисами цирка "Кобзов" и узнала, как он живет.

РЕПЕТИЦИИ. Закулисье у цирка большое и состоит из десятка вагончиков. Во одном из них гримируются артисты: этот вагончик припаркован непосредственно у входа в шатер, поэтому зимой ребятам не приходится в открытых костюмах бежать на арену по улице. В гримерке одновременно могут находиться до 60 человек. Она гудит: люди красятся, переодеваются, болтают или, наоборот, молча настраиваются на выступление.

Реклама

Свои номера артисты репетируют постоянно, в основном отрабатывают новые трюки и те, которые пока не получаются. Мы попали на самую "секретную" репетицию — иллюзионистки: фотографировать строго-настрого запретили. Впрочем, даже на тренировке девушка работала так, что понять тайну хоть одного фокуса было нереально.

Потом свою тренировку начали "ангелы": девушки, чья задача — приветствовать зрителей между номерами. Ведущий и режиссер Олег Капустин руководит: "Вот как ты идешь? Надо идти тыды-тыды-тадам-тадам! Понимаешь?".

ПРИМЕТЫ. В цирке есть и они. Во-первых, на репетициях ни в коем случае нельзя садиться спиной к манежу. Во-вторых, чтобы номер получился, ступать на арену нужно только с правой ноги. Кроме того, приметы могут быть и "узкоспециализированными": например, воздушные гимнасты, когда готовятся к выходу, запрещают проходить между собой и перед ними, а клоуны просят гимнастку перед их выходом поставить ногу на лестницу.

Реклама

Клоун. В образе.

Реклама

Иллюзионист Татьяна Кобзова. У волшебства — женское лицо.

Полет. Доверие на высоте 10 м.

На репетиции. Режиссер показывает "ангелам", как двигаться.

ГРИМЕРКА: зачем клоуну 60 белых перчаток

В теплой гримерке — пока расслабленная атмосфера: до выступления еще несколько часов. Артистки в теплых халатах уткнулись в телефоны, кто-то прихорашивается. Девушки-"ангелы" скромно сидят в уголке. Клоуны Денис Дидык и Олег Кирилюк разбирают сушилку с одеждой — собирают белоснежные рубашки и 30 пар перчаток. Интересуюсь: "Зачем так много?". — "А это совсем немного. Один выход — одна пара. Нам на сцене надо и падать, и хвататься за все, так что перчатки быстро пачкаются".

Набравшись смелости, прошу исполнить мою давнюю мечту: "загримируйте меня как клоуна!". Просьба застает парней врасплох: "Мы никогда других не гримировали, только себя. Ну ладно — попробуем". Дело оказалось вовсе непростым. Красят меня в четыре руки. Денис густо закрашивает черным карандашом под глазами, которые начинают слезиться. Дальше за работу берется Олег: удобно упершись кулаком мне в нос, он минут 10 вырисовывал шикарные бровищи. Последний штрих — красный нос. Затем пальцем щедро размазываю белила по губам, а мои гримеры пытаются сделать на верхней губе классический изгиб.

Гримерка. Самый творческий на свете беспорядок.

Искусство грима. Как из человека сделать клоуна.

СВОЕ КИНО: вагончик с "квартирами" и душ на колесах

Мы разговорились с Аленой Дудник — миниатюрной девушкой в которой без сценического костюма не узнать ту, что на арене спокойно совершает головокружительные трюки. Сейчас она занята в двух номерах. Вместе с мужем Димой и сыном Даней Алена открывает программу: летает на воздушных полотнах и в прямом смысле слова стоит у супруга на голове, пока тот ездит по арене на моноцикле. Еще один ее номер — вместе с товарищем по луганской цирковой студии Алексеем Малым она летает под куполом. Банальный вопрос: "Не страшно?" — "Я доверяю своему партнеру — без доверия ничего не получится". Тут в разговор встревает другая артистка: "Ты лучше расскажи, как в Италии выступала со сломанной рукой!" Алена заметно смутилась: "Так получилось, что упала на репетиции, сломала руку в трех местах. Это было в начале августа, а в середине октября был фестиваль, так что пришлось быстренько восстанавливаться". — "А муж не ревнует, когда вы выступаете с другим партнером?" — "Нет, конечно. Он, кстати, в это время у лебедки стоит: от него зависит 50% успеха представления. Ему же надо не просто поднимать, а еще и в музыку попадать. Драматургия!" На этой фразе к Алене деловито подошел пятилетний Даня и залез к маме на руки. Настоящий цирковой ребенок: по-хозяйски ходит между вагончиками, играет с животными. Кстати, о животных — их в цирке немало: белый лев, тигр, носухи, мишка, пони, обезьянки, собачки, кот и удав.

ЖИЗНЬ И БЫТ. Напрашиваемся в гости к Алене. Она снова смущается: "Мы сейчас здесь не живем, снимаем в Киеве квартиру, поэтому тут не обжито. А летом Дане очень нравится тут жить: тут и друзья, и животные, и ходит где хочет".

Вагончик поделен на несколько комнат: в каждой живет по два человека или семья. Обстановка довольно уютная. У семьи Дудник детская кроватка завалена игрушками, под ней — мини-столик. Половину пространства занимает двуспальная кровать. Все остальное — деревянные полки и шкафчики на замках, чтобы вещи в дороге не выпали. В уголке — умывальник и тепловентилятор. "Мы из Луганска выехали, пришлось много вещей забрать, так что теперь их тут складываем. С удобствами никаких проблем: у цирка есть свой душевой вагон", — говорит артистка.

Среди семейных фото висит небольшой нарисованный плакатик с человечками. "Это наша карта желаний: мы расписали те трюки, которые хотим выполнить и победить на международном цирковом фестивале", — поясняет Алена.

В соседнем вагончике готовит ужин тетя Оля: она уже много лет работает в цирке поваром. Немногословная повариха говорит: "Я им готовлю как дома — правда, объемы большие. Ребята любят все, но больше всего просят картошки жареной".

Жилищный комплекс. Жилье для артистов со всем необходимым для сна и отдыха.

Друзья. Алена Дудник с партнером Алексеем Малым и сыном Даней.

Муж Алены (слева) с ее партнером.

Карта желаний. Все задуманные трюки выполнили и кубок получили.

Перед работой. Форма одежды свободная, а настроение расслабленное.

Делу время. Даня учится.

График выходов артистов.

Колесо для иллюзий. Таит в себе немало профессиональных секретов.

ИСТОРИЯ ЦИРКА

Цирк "Кобзов" появился в 1999 году. Его создатель и идейный вдохновитель Николай Николаевич Кобзов, который участвовал в создании первого цирка-шапито "Арена-Триумф". Позже появился "Цирковой союз Кобзова", объединивший 14 цирков-шапито и более 500 индивидуальных членов-артистов и работников разных цирковых профессий. В 2005 году появилось его основное и самое любимое детище Николая Кобзова: "Цирк Кобзов", который теперь активно гастролирует. В 2010 году цирк достигает уровня, когда стал членом правления "Европейской Ассоциации Цирков". В 2011 году стартует ежегодный фестиваль циркового искусства "Золотой Трюк Кобзова" в котором принимают участие артисты из дестяков стран со всего мира. Артисты регулярно завоевывают призовые места на Международных цирковых фестивалях. Помимо всего, при поддержке Николая Кобзова в Киеве был открыт музей циркового искусства, выпущен альбом в который вошло 14 цирковых песен и издана книга М.Рыбакова "История киевского цирка". Помимо гастролей по всему миру коллектив принимает участие и в благотворительных проектах – например, регулярно проводятся благотворительные выступления для ветеранов, многодетных семей и детей-сирот. В планах открытие циркового училища и училища, в котором будут готовить кадры для обслуживания шапито.