Одесские морячки за 100 евро чаевых обслуживают на яхтах Кучму и Собчак

12 мая 2011, 07:45
В разгар кризиса манящим островком стабильности и высоких зарплат в Пальмире остается работа в море

Одесситки в основном работают на больших круизных судах стюардессами, продавщицами, горничными, фотографами и медсестрами. Фото traveller.com.ua

Жертвуя постоянством в своей личной жизни, одесские женщины бросаются в морскую пучину. Пусть и не капитаншами, а простыми горничными, но одесситки в море зарабатывают много больше, чем топ-менеджеры на суше. Благо, стать морячкой сегодня может любая одесситка от 19-ти до 35-ти лет, даже не имея профильного образования. Получить его достаточно просто — курсы по судовому сервису длятся всего две недели. Если уж совсем лень или время поджимает, диплом о прохождении курсов можно купить за определенную плату.

"Недавно я уходила на круизнике в Америку и заплатила за "корочку" $200", — говорит 25-летняя одесситка Вероника, бывший парикмахер. В остальном на подготовку необходимых документов — паспорта моряка, сертификатов и международного диплома — уходит около двух месяцев, а "тянет" такой пакет на 10 тыс. грн — это официально. Как подготовкой документов, так и дальнейшим трудоустройством занимаются крюинговые агентства. Правда, как рассказал нам на правах анонимности один из сотрудников одесского крюинга, процесс выдачи документов можно вдвое ускорить — за это нужно прибавить к официальной "десятке" еще 2—3 тыс. грн.

Реклама

"Одесситки в основном уходят в рейс стюардессами, работают либо на мегаяхтах, либо на больших круизных судах продавщицами, горничными, фотографами и медсестрами. Некоторые трудятся и на грузовых судах, но очередь на такие должности не стоит — там не так интересно", — поделился с "Сегодня" работник крюингового агентства AB CREWING AGENSY Андрей Олегович. По его словам, самые востребованные в области сервиса на судне — официантки. Благодаря щедрым чаевым, их считают самыми зажиточными из обслуги — за день они получают 50—100 евро. Длительность рейса варьируется в пределах 4—9 месяцев. Впрочем, если это работа на вип-яхтах, рейсы могут быть и недельными, в зависимости от прихотей заказчика.

ЗА ГОНОР — УВОЛЯТ. Среди обязательных требований, без которых стать морячкой вам не суждено, — коммуникабельность и обязательное знание английского языка. "Если не знаете язык, все равно придется учить. Еще лучше, если вы знаете несколько европейских языков — больше всего котируются немецкий и французский. Тогда вы — вне конкуренции", — говорит Андрей Олегович. Возможно поэтому больше половины выпускниц факультета РГФ в ОНУ им. Мечникова рано или поздно уходят в море. Не менее важным фактором является отсутствие вредных привычек и неконфликтный характер. Именно из-за чрезмерного гонора, которым грешат наши соотечественницы, спрос на одесских морячек немного ниже, чем на болгарок и румынок, — прямых конкуренток украинок.

Реклама

БЕЗ ОПЫТА — В РАБЫ. Опыт работы совсем не обязателен. Стаж, признаются специалисты в области крюинга, можно подкорректировать. Без опыта берут, как правило, на самую непрезентабельную должность — помощницу горничной. Такие услуги оплачиваются достаточно низко — $600. "Я только недавно пришла с рейса, ищу новую работу в море. Мне очень часто звонят и предлагают пойти менеджером на круизник за 4—5 тыс. евро в месяц, — признается морячка Татьяна. — Но я не могу! Дело в том, что я не успеваю по времени делать визу, и работодатели берут на это место румынок или болгарок. У них в Евросоюзе с визами проще".

А самые благодарные и щедрые работодатели — это, безусловно, англичане, уверяют бывалые морячки. Работать под английским флагом считается самой престижной работой из-за высоких зарплат (минимум 2 тыс. евро) и хороших условий. А вот греческие судовладельцы своих сотрудников ценят меньше, да и сработаться с ними тяжело. "Они ужасно ленивые и жадные, — поделилась с нами морячка Вероника. — Кроме того, наши девочки работают с французами и немцами. У каждого свой менталитет, и нужно найти свой подход к каждому".

Идут на лайнер умирать

Реклама

Алена Назаренко по образованию журналист. Окончив три года назад университет и решив, что по своей специальности много не заработаешь, девушка решила податься в море. Одесситка прельстилась рассказами бывалых на морском интернет-форуме. Уже через два месяца Алена стояла за прилавком парфюмерного магазина Duty Free на престижном круизном лайнере. "Все документы я купила. Свидетельство об окончании спецкурсов — за $150, паспорт моряка — $250, — признается она. — На моем "пассажире" я не знаю никого из обслуживающего персонала с морским образованием". Все навыки, говорит девушка, получила на практике очень быстро. Привыкнуть тяжело к одному запрету — присесть на стульчик в магазине нельзя, вне зависимости, есть там клиенты или нет. "Мы открываемся в 9.00, закрываемся в 23.30. За это время у нас 4 часа на отдых, а так — постоянно на ногах", — жалуется Алена.

Алена. Только вернулась из рейса. Фото из архива А. Назаренко

Миф, мол, одесситкам приходится едва ли не отбиваться от навязчивых кавалеров — пассажиров лайнера — наша землячка развенчала. По ее словам, 99% пассажиров круизников — пенсионеры из Америки. Молодежь на таком судне — как снег посреди лета. Алена говорит: дедушки и бабушки покупают билеты на лайнеры, чтобы там... умереть. "Тогда судовладелец оплачивает похороны и большую страховку семье умершего. На судне, где я работала, такое происходит регулярно", — говорит морячка. — Из круиза в круиз вижу одни и те же лица стариков".

Гости на вип-яхтах — Кучма и Собчак

Молодая крымчанка Лариса (фамилию по ее просьбе мы не указываем. — Авт.) решила посвятить себя морю после неудачной попытки поступить на факультет физкультуры. По совету подруги она пошла в Одесское СПТУ №26 на специальность повар и официант. За ее плечами — 15 лет стажа работы по специальности на лайнерах и яхтах, сейчас морячке — 35 лет. Говорит, что работа в море подарила ей супруга, лучших подруг и стабильный заработок. Среди минусов — боязнь штормов, дефицит времени (Лариса ушла в рейс, когда ребенку было полгода) и моральная нагрузка.

"Украинки всегда остаются крайними, нас считают низшей расой, — сетует морячка и добавляет, — иностранцы завидуют образованности и смекалке наших. Одесситка может дослужиться до администратора уже через 3—4 года, а болгарки и по 10 лет работают горничными". Но при этом зарплаты у иностранок в два раза выше. Сейчас Лариса ходит в море стюарт-менеджером яхты по маршруту Греция—Хорватия—Германия. Тяжелые условия работы на вип-яхтах и строптивый характер судовладельцев уравновешиваются высокой зарплатой. Нередко в гостях на палубе — нардепы, бизнесмены и звезды шоу-бизнеса.

"Был у нас и Кучма в бытность своего президентства, и Ксения Собчак. Она хоть и стервочка, но хорошая и справедливая, — секретничает Лариса. — Был и глава Федерального агентства по атомной энергии России Сергей Кириенко, член фракции "Единая Россия" Саша Хинштейн. А бизнесмен Виталий Гайдук (экс-совладелец корпорации "Индустриальный Союз Донбасса". — Авт.) постоянно катается. Последний раз гостил один наш политик, потративший на яхте 700 тыс. евро, при том что один день у нас стоит 35 тыс. евро. Приезжают как с семьями, так и с любовницами, раз через раз".