Одесситы на древнерусской ладье покорят Европу

4 мая 2011, 17:16
Копии древних. "Анна Ярославна" будет готова через год, а этим летом энтузиасты возьмут штурмом Трою

Энтузиасты. Завидуют знаниям и опыту древних. Фото И.Мельника

В Одесской области энтузиасты строят древнерусскую ладью. "Анна Ярославна" – так называется новый проект одесского Центра исследования истории мореплавания, организации, известной своими путешествиями на собственноручно изготовленных копиях древних и средневековых кораблей.

Судно назовут в честь дочери Ярослава Мудрого, которая после брака с Генрихом I Капетингом по меньшей мере четверть века была королевой Франции (короновали ее в 1051-м году). Как считают историки, наша соотечественница является предком почти всех европейских монархов и даже нескольких американских президентов, включая Джорджа Вашингтона, отца и сына Бушей!

Реклама

НА ЛАДЬЕ — В БРЕСТ. Строительство ладьи началось в этом году, рассказал "Сегодня" руководитель Центра, историк и путешественник Игорь Мельник. Реконструкторы уже пошили для судна красно-зеленый парус с желтым крестом и вытесали из дуба килевую балку с форштевнем и ахтерштевнем (носовая и кормовая части). Сейчас все детали находятся в Рени, где местный лодочный мастер Андрей Федорович изготавливает шпангоутный набор ("ребра" корабля).

Изготовление килевой балки. Фото из архива И.Мельника

Реклама

На июль мореходы запланировали сборку "Анны Ярославны", а в августе­-сентябре займутся обшивкой. В мае 2012 года ладью спустят на воду, и когда она, впитав влагу, что называется, "забухнет" – испытают. А уже в июле любители старины поедут на морской международный фестиваль во французский Брест. "Туда мы нашу "княгиню" доставим автотранспортом, поучаствуем в фестивале, а потом совершим беспрецедентный переход из Франции в Украину по речкам и каналам Европы. Через Германию, Польшу и, возможно, Беларусь. Это очень сложное путешествие, ведь только в Польше надо будет преодолеть 70 шлюзов, каждый потребует колоссального труда!" – говорит Мельник.

Игорь Мельник, Джина и макет ладьи. Фото О.Константинова

Реклама

Длина будущей ладьи – 12 метров, ширина – 2,5 м, вес – 4 тонны. На судне предусмотрено десять гребных мест, экипаж составит 12 человек, плюс корабельная такса Джина. Носовую и кормовую части украсит одесский художник Игорь Ивченко, – автор скульптурной композиции "Тетя Соня" на Привозе. "Сейчас идут дискуссии о носовой фигуре, – поведал нам ваятель. – Я предложил изобразить Анну в виде Алконоста – райской птицы-­девы из византийской и славянской традиций. Это будет женщина в княжеском одеянии с устремленными вверх крыльями. Одной рукой она прижимает к груди Рейнское Евангелие, кириллическую Библию, на которой присягали французские короли (и которую после королевы смог прочитать только гостивший во Франции 7 веков спустя Петр Великий, – Авт.); второй – совершает благословляющий жест. Кормовая фигура будет выполнена в виде хвоста птицы. Но не все с этим согласны. Некоторые указывают на не совсем христианский, языческий характер образа Алконоста, хотя изображения этого мифического создания есть в Юрьевском Евангелии XII в".

На форштевень – Анну Киевскую в образе Алконоста. Фото из архива И.Мельника

"ОДИССЕЙ" – В ТРОЮ. "Анна Ярославна" – это уже девятое историческое судно, созданное Центром истории мореплавания. Первым их проектом была древнегреческая диера "Ивлия", спущенная на воду в 1988-м году и совершившая шесть походов. По речным системам она дошла до Парижа, побывала в Средиземном и Северном морях. Параллельно участники экспедиций проводили разнообразные исследования – от медицинских до океанографических. "Я загорелся этим делом после посещения Змеиного в составе первой научной экспедиции на этот остров, хотя до этого интересовался в основном историей колесного транспорта", – вспоминает Игорь Мельник.

"Ивлия". Фото из архива И.Мельника

В 1993-м году Центр построил средневековый двухмачтовый полиакр "Одесса" – на таких покоряли моря генуэзские и венецианские купцы.

"Одесса". Фото из архива И.Мельника

Потом был финикийский корабль "Мелькарт", еще одна греческая галера "Персей", каркасные лодки "Меотида" и "Тигр" (последняя обтянута кожей), камышовая ладья "Фера" и другие. К каждому творению моряки-историки относятся как к живому существу: "Да они и есть живые. Не зря древние рисовали в носовой части глаза, – чтобы судно видело, куда идет. Когда проведешь столько времени в море, сколько мы, переживешь столько штормов – перестаешь быть материалистом, начинаешь верить в такие вещи, какие раньше никогда не верил", – говорит Мельник.

"Мелькарт". Фото из архива И.Мельника

Возводя "Анну", ребята продолжают и начавшийся в 2004-м проект "Одиссей". Это реконструкция однодеревного суденышка бронзового века, которым предположительно пользовались т.н. "народы мира". Разноплеменные эти "народы" спустились из центра Европы к берегам Малой Азии, где, по одной из версий, разорили Трою (знаменитая Троянская война, описанная Гомером в "Илиаде") и уничтожили Хеттское царство. В 1173-м году до новой эры пришельцы потерпели поражение от армии и флота египетского фараона Рамзеса III. По одному из барельефов на стенах усыпальницы Рамзеса соратники Мельника и воспроизвели лодку. В этом году "Одиссей" повторит путь "народов моря" от болгарской Варны до руин Трои на западном побережье Анатолии.

"Одиссей". Фото из архива И.Мельника

А еще Игорь Мельник (у него – докторская степень по истории) недавно выпустил объемистую энциклопедию по истории транспорта и путей сообщения до XX-го века.

"Чужих богов лучше не призывать"

Аутентичные в их путешествиях – только сами суда. Путешественники не переоблачаются, как наземные реконструкторы, в древние костюмы, не воспроизводят древние обряды ("Не стоит призывать чужих богов – вдруг придут", – шутят они). Пищу готовят на современной газовой плитке, а ладьи и диеры ведут с помощью GPS.

"Иначе нас бы просто не выпускали из портов, да и не обладаем мы теми знаниями и опытом, которые позволяли древним ходить по морям, ориентируясь только по звездам, Солнцу, направлению ветра и приметам, – вздыхает Мельник. – Надо сказать, что даже с современными приборами их умений нам очень не хватает. К примеру, за румынским портом Сулина нас на "Одиссее" страшным штормом выбросило на берег, хотя за час до этого погода была прекрасная, а барометр и в ус не дул. Но накануне закат был красный – солнце в тучу село. Только потом, когда с помощью румын пытались дотащить лодку обратно в воду, я вспомнил старое морское поверье: "Если солнце село в тучу, жди, моряк, большую бучу". Так что не во всем мы древних превосходим".