"Оскар" Сергею Бондарчуку нагадала цыганка

24 сентября 2010, 11:19
Завтра режиссеру "Войны и мира" могло быть 90. На его родной Херсонщине нам рассказали, как с него лепили Кобзаря.

Завтра Сергею Бондарчуку, культовому режисcеру и отцу не менее известного актера Федора Бондарчука, исполнилось бы 90. Долго его биография гласила: "Детство прошло в Таганроге и Ейске". Об украинских корнях — ни слова. Лишь в канун 60-летия в интервью зарубежному журналу режиссер назвал себя украинцем, сыном крестьянина Бондарчука из херсонских степей.

"Наша Белозерка — легендарна! — встречает нас директор раймузея Вера Сахно. — Эти степи вдоль и поперек истоптаны скифами, в этих озерах до сих пор ищут клады. Разве есть что-то удивительное в том, что на такой земле появился такой талант!".

Реклама


В озеро. Федор нырял за скифскими кладами, а 10 лет назад земляки поставили здесь часовню

И в строгих чиновничьих кабинетах, и на лавочках возле скромных хат о знаменитом земляке говорят, как и положено, — с уважением. Правда, всего несколько дней назад город не мог похвастаться ни одним объектом, носящим его имя. Когда-то пытались переименовать одну из улиц, но запротестовали жители — не захотели менять документы. Только в конце сентября нашли решение — именем земляка назвали ДК. Само здание активно облагораживают, ждут гостей из Киева, Москвы. "Наталья Бондарчук к нам уже несколько раз приезжала, — говорит начальник отдела культуры и туризма Светлана Шевченко. — В этом году снимала здесь фильм об отце для российского канала".


На руинах. Где был деревянный отчий дом, построили новую хату — из кирпича

Реклама

В музее тоже приготовления — на полу разложены стенды с фото: "Увы, у нас не так много экспонатов. Большинство его вещей — в музее в Ейске, их туда Ирина Скобцева (3-я жена. — Авт.) передала. Обидно. Ведь его настоящая родина здесь", — говорит Светлана.


В музее райцентра. Готовятся к приезду родственников земляка

В Белозерке Бондарчук провел только первые пять лет. В деревне уже никто и не помнит, почему. По одной из версий, отца, очень хорошего хозяйственника, перевели на руководящую должность укреплять колхоз, по другой — Бондарчук бежал, чтобы не быть раскулаченным. В Белозерке ровесников тех событий не осталось. 90-летняя баба Наталья сейчас у детей в Мелитополе, ее семья жила по соседству с Бондарчуками. "В хате у них было очень много рушников, а в центре — портрет Шевченко, — вспоминает баба Наталья. — Мама была у них верующая, вместе с моей втайне от мужа водила нас с Сергеем крестить. Мы постоянно лазали на курганы, играли в скифов-завоевателей".

Реклама


Памятник Шевченко. Поэта лепили с режиссера

Рядом с огромным озером, где сегодня стоит памятный знак Бондарчуку и хмурый одноэтажный домик, когда-то была хата семьи: "Одна из лучших в деревне, папа Сергея был очень большой хозяин, все делал сам. У меня долго хранилась деревянная кукла, которую он смастерил. Первое время после переезда моя мама получала письма от Бондарчуков, а потом связь потерялась. Я любила фильмы "Они сражались за Родину", "Война и мир". Но только в 80-х, когда по телевизору показали передачу в честь юбилея режиссера этих лент, я узнала, что их автор — мой друг детства. Кстати, как-то нашу компанию встретила цыганка, никто из детей не привлек ее внимания, только Сереже она сказала: "Будешь очень знаменитым, богатым и счастливым. Люди из-за океана подарят тебе золотого Бога с мечом". Пророчество сбылось через 40 лет — Бондарчук получил "Оскара" за фильм "Война и мир".

ЕЩЕ ГОРДОСТЬ — КИНОТЕАТР И ПОЭТ

Еще одна гордость Белозерки — кинотеатр. Мало какой райцентр с населением меньше чем 10 тысяч человек может похвастать им. При этом посмотреть широкорекламируемый блокбастер "Солт" с Анджелиной Джоли можно всего за 5 гривен. А вот фильмы великого земляка в эти сентябрьские дни покажут и вовсе бесплатно.

Рядом с кинотеатром один из новых памятников Белозерки — Великому Кобзарю. В городке поговаривают, что лепили его с Сергея Бондарчука, который в 52 году сыграл поэта в кино.

"ВОЙНА И МИР": СМЕРТЬ РЕЖИССЕРА И ЗВЕЗДА ГЕРОЯ


"Война и мир". Считается классикой батального кино

Еще школьником Сергей Бондарчук начал ходить в театральный кружок, позже он служил актером в Театре Красной армии, а в 1948 году — окончил актерский факультет ВГИК. Дебютом в большом кино стала роль подпольщика в фильме "Молодая гвардия". Уже через три года Сергей Федорович становится народным артистом СССР — беспрецедентный случай в истории советского кино. Дело в том, что Бондарчук не только получил звание в 32 года (его обычно давали тем, кто перешел рубеж 50 лет), но и перескочил через промежуточных "заслуженных артистов" и был беспартийным. Секрет карьеры прост — просматривая ленту "Тарас Шевченко", Иосиф Сталин обронил: "Вот истинно народный артист".

Режиссерским дебютом был фильм "Судьба человека". Но усаживаясь в кресло режиссера, Бондарчук не оставляет актерское ремесло, и что интересно — часто снимается со своей женой Ириной Скобцевой, которая играет его супругу и по сюжету в ряде лент: "Отелло", "Война и мир", "Выбор цели", "Молчание доктора Ивенса", "Бархатный сезон".

"ВОЙНА И МИР". К работе над этой киноэпопеей Сергей Федорович приступил, когда ему было 40. Работа над фильмом шла около шести лет — с 1961 по 1967-й. Лента считается одним из наиболее масштабных проектов в мировом кино. Снять "блокбастер" — было делом престижа для всей страны, СССР хотел продемонстрировать, что умеет делать кино по "мировым стандартам". Создатели использовали для съемок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Министерство обороны безвозмездно предоставило лошадей и целые воинские подразделения. Так, для "Бородинского сражения" использовали около 15 тысяч статистов. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На "бой" израсходовали 23 тонны взрывчатки. По данным сайта imdb.com, бюджет ленты был примерно $100 млн, с учетом инфляции в наши дни сумма выросла бы до $500—700 млн. (Самый дорогой бюджет в Голливуде у ленты "Пираты Карибского моря: На краю света" $300 млн).

Снимали на нашу пленку, которая была, увы, низкого качества. Даже днем приходилось использовать прожекторы, из-за брака некоторые эпизоды снимали по 30—40 раз. Чтобы добавить экспрессии кадрам, построили канатную дорогу над полем боя — по ней "на пушечном ядре" летела камера.

Съемки были в самом разгаре, когда внезапно Министерство культуры СССР остановило работы и приказало срочно готовить первую серию для показа на Международном кинофестивале в Москве. Темп монтажа и съемок был такой, что организм Бондарчука не выдержал — у него случились спазмы сердечных и головных сосудов, режиссер пережил четыре минуты клинической смерти.

Успех был ошеломляющим, и не только в СССР. На церемонии вручения премии "Оскар" в 1968 году "Войну и мир" сочли лучшим фильмом на иностранном языке. А на родине высшую по тем меркам награду — Звезду Героя Соцтруда.

ЖЕНЫ И ДЕТИ СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА

Первая жена Евгения Белоусова (вместе были меньше 5 лет), театральная актриса

Вместе с режиссером училась в театральном институте в Ростове-на-Дону. Сын не любит, когда его спрашивают об отце, мол, его с ним ничего не связывает. Жена отвечает об экс-муже журналистам примерно так же: "Мы с Сергеем Федоровичем и его второй семьей перестали общаться очень давно!"

Сын Алексей Бондарчук

По некоторым данным, обычный рабочий.

Вторая жена Инна Макарова (вместе были 10 лет), актриса ("Молодая гвардия", "девчата")

— Время всех разводит по углам. Я прожила с Сергеем десять лет. Сейчас только понимаю, насколько счастливыми мы были в первые годы. Сергей был невероятно отзывчивым человеком, когда родилась Наталья, он просто разрывался между домом и работой. Ему было важно видеть, как его дочь растет, как играет, как начинает ходить. Ради этого он даже готов был отказаться от ролей в кино, но я не разрешала. Вообще мы были очень странной парой. После фильма "Молодая гвардия", где мы вместе снимались, решили, что будем жить вместе. И стали жить. Очень плохо, без квартиры, без особых средств. Сергей был очень серьезным, только вернулся с фронта, у него уже был опыт семейной жизни, я иногда, в шутку, звала его "папа". Хотя… разница у нас в возрасте была всего семь лет. Потом мы долго не могли пожениться — у меня не было ни паспорта, ни нормальных документов. Помню, как Сергей клеил мое разорванное удостоверение, чтобы отнести его в загс. После десяти лет, семейная жизнь дала трещину. Сергей был тяжелым человеком, к этому нужно было привыкнуть, а я не хотела привыкать, всегда поступала по-своему: нужно сниматься — еду. И потом я как-то сказала, что нам нужно разойтись, мы так и сделали. Первое время нам было очень тяжело общаться, наверное, я хранила обиды, а он не замечал ничего вокруг — работал. И только в семидесятых, когда наша дочь уже стала взрослой, мы снова начали немного общаться. Когда Сережи не стало, я было собралась на похороны, а потом передумала. Ходила уже после на могилу, общалась с ним без посторонних глаз.

Дочь Наталья Бондарчук, актриса, режиссер ("Солярис", "Звезда пленительного счастья")

— Наталья Сергеевна, каким помните отца?

— Мне было 8, когда он ушел из семьи. Так как я росла в семье актеров, то видела родителей не часто. Была с бабушкой на даче. Но, помню, как отец дарил мне игрушки, как брал на съемки. Он хотел меня снимать в "Войне и мире", но потом обмолвился, что я по возрасту не подходила.

— Вы хранили обиды?

— Я обижалась, переживала, что он к нам не приходит. А потом оказалось, что папа приходил, искал встречи, но мама препятствовала. Может, так и не нужно было делать. Я практически ничего не знала о папе, ходила как простой зритель в кинотеатры на его фильмы. Все думают, что это отец помог мне пробиться, поступить во ВГИК. А он совершенно ничего не знал о том, что я выбрала эту стезю. Я поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова, который своим вниманием и пониманием частично заменил мне, 17-летней девочке, отца. И так получилось, что папа узнал о моем выборе, когда пришел посмотреть дипломный спектакль по Стендалю "Красное и черное". Я играла мадам де Реналь. После спектакля отец зашел за кулисы и мы, обнявшись, заплакали. Рыдали, а он говорил, как же жалко, что я повзрослела без него.

— Если бы не гонения, которым ваш отец подвергся в конце жизни, он смог бы жить дольше?

— Уверена! На V Съезде кинематографистов была инсценирована просто травля. Когда новая волна режиссеров решила "смести" стариков — Ростоцкого, Наумова и моего отца, единственным человеком, кто вступился тогда за папу, был Никита Михалков: "Даже если бы Сергей Федорович снял в своей жизни только две картины — "Война и мир" и "Они сражались за Родину", я бы все равно опустился перед ним на колени". А папа очень переживал. Тогда же он был вынужден подписать контракт с итальянцами на съемки "Тихого Дона". Отцу не позволили снять ту картину. Он умер так и не увидев результатов своей работы. Федор потом смонтировал фильм.

— Обсуждаете с братом Федором Бондарчуком собственные фильмы? Советуетесь?

— Я очень люблю своего брата. Мы общаемся по мере сил, но оба очень занятые люди. Первую его картину ("Сон в летнее утро". — Авт.) смотрела, будучи на Севере… Я плакала, мне было очень обидно тогда, жалко, что в эту минуту не может разделить успех сына его отец. Мы с Федей говорили, что хоть он и покинул нас, но все равно нам незримо помогает. Когда я получила известие о том, что не стало отца, тоже была в Киеве. Тогда я заказала литургию, собрала святой земли в Лавре и привезла ее в Москву. Священник бросал ее на гроб отца.

Третья жена Ирина Скобцева (брак длился 35 лет), актриса ("Война и мир")

Ирина Скобцева уже много лет собирает воспоминания о муже. Сразу после его смерти написала три главы, дальше — не смогла. Сейчас уже готова целая книга. В основном воспоминания связаны со съемками. Одна из глав посвящена фильму "Война и мир": "Первый бал Наташи снимали виртуозно. Всего одним кадром. У оператора были роликовые коньки. Он кружился вместе с танцующими, поднимался и спускался на операторском кране, а Сергей Федорович, одетый Пьером, успевал перед камерой то веером взмахнуть, то красным платком. Конечно, у него были ассистенты, которые следили за расположением мизансцен. И накладок никаких не было. Так что это вовсе не легенды, а колоссальный труд. Каждое движение, каждый кадр сначала рисовался, а потом воплощался на съемочной площадке. Это не означает, что не было актерских импровизаций, но Сергей Федорович без точного плана не смог бы работать. Представьте себе: в каждом из четырех томов романа — четыре времени года. Поэтому весной снимали все весенние сцены, зимой — зимние и так далее. Достаточно представить объем эпопеи, чтобы понять, с каким напряжением шла работа, с каким объемом информации должен справляться режиссер. Вот тогда, на съемках, я окончательно поняла, что очень сильно люблю этого человека. Потом был успех, признание, "Оскар". А потом мы поженились, у нас родилось двое детей".

Сын Федор Бондарчук, актер, режиссер ("9 рота", "Обитаемый остров")

Самый младший из детей режиссера, сын Федор, пошел по стопам отца. Его часто спрашивают в интервью о семье, просят вспомнить, каким был папа. Но Федор не очень охотно говорит на эту тему. Только на презентации своего фильма "Обитаемый остров" обмолвился: "Отец всегда рядом со мной, он помогает. Когда я готовил "9 роту", то не было ночи, чтобы он мне не снился. Мы говорили и о кино, и о жизни".

Дочь Алена Бондарчук, актриса ("Тихий Дон", "Бедная Настя"), умерла