Нино Сухишвили: "Артисты ансамбля всю жизнь "сидят" на сухом законе"

29 января 2014, 09:00
Директор грузинского ансамбля Сухишвили и внучка основателя коллектива накануне гастрольного тура по Украине рассказала, за что увольняет и штрафует артистов, когда танцоры выходят на пенсию и почему много не зарабатывают

Реклама

— Нино, на днях Сухишвили отправятся в большой концертный тур по Украине. Заставит ли политическая ситуация в нашей стране внести коррективы в уже действующую программу?

— Ребята обязательно покажут танцы, которые мы за последнее время подготовили, но к вам еще не привозили. У нас целое отделение новое, но это не связано с политикой. Будут боевые номера, которые всегда исторически были в нашей программе — танцы с саблями и кинжалами. Что касается вашей ситуации, то истории наших стран очень схожи. Как нашему народу, так и вашему сейчас приходится свою независимость и интересы отстаивать. Мы поддерживаем наших братьев — весь украинский народ, и надеемся, что в скором времени все образумится.

— Вы с братом — третье поколение ансамбля Сухишвили. В семейном бизнесе родители за детей все решают. Вас готовили к директорскому креслу с детства?

Реклама

— Фамилия больше помогает, чем мешает, но и обязывает. Выбор у нас всегда был — никто не заставлял насильно продолжать это дело. В один прекрасный день я поняла, что ничего не хочу в жизни делать, кроме этого. Мы начинали в коллективе как обычные участники. Я — как художник по костюмам, дизайнер, сценограф. Вскоре стала заместителем отца, параллельно помогала бабушке по всем рабочим вопросам. Брат Илья с 11 лет танцевал в ансамбле, но пока он не поставил сам первый танец, до тех пор не стал хореографом, а я пока не организовала первые гастроли, не получила должность директора. Мы не родились художественными директорами и руководителями: нас приучали к труду, мы много работали, спрос с нас всегда был больше, чем с других.

— Грузины — люди горячие. Как вы воздействуете на такое количество мужчин в коллективе? Говорят, у вас прямо армейская дисциплина...

— На работе я — начальник, а в работе, конечно, друг. Старшее поколение в ансамбле с нами в более дружеских отношениях, а младшие приходятся нам по сути детьми. Такой подход пошел еще от бабушки и дедушки — они были очень мягкими и легкими в общении дома, но на работе всегда — строгими руководителями. Если же кто-то из артистов ленится, то иногда мы прибегаем к штрафам. Когда по карману бьют, это самая эффективная мера. Или не берем на следующие гастроли, если человек проштрафился. Очень редко случаются и увольнения.

Реклама

Но в целом коллектив дружный. Мы больше времени проводим на гастролях, чем дома, поэтому давно стали большой дружной семьей. В коллективе много семейных пар. Но если в какой-то семье муж не хочет, чтобы жена так много путешествовала, она прекращает танцевать.

А вот что до дисциплины, то у нас строго с алкоголем. На гастролях — сухой закон. Нельзя опаздывать — почти каждый день мы переезжаем в другой город, и когда полный автобус ждет одного, это неправильно.

— А когда артистов на пенсию отправляете?

— Сейчас коллектив молодой. Есть несколько солистов, которым за 30, но средний возраст — от 18 до 25 лет. Ребята работают у нас по 15—25 лет, а потом уходят на отдых. Своих танцоров я стараюсь оставлять при себе, чтобы они учили танцам молодое поколение.

— Вы выступали перед королями, принцами, президентами... Чем запомнились вам сильные мира сего?

— Встреч было множество, бабушка с дедушкой рассказывали много всего. Сама я помню, как несколько лет назад Шэрон Стоун приехала с визитом в Грузию, и мы выступали перед ней на закрытом приеме в президентском дворце. А во Франции встречались с Ани Жирардо, Жаном Габеном, с Робертом Оссейном, который говорил на русском — у него оказались какие-то русские корни. А Лайза Минелли просто пришла к нам на выступление. Особенно приятно, когда на наши танцы смотрит кто-то из профессионалов. Я помню, когда мы выступали в Нью-Йорке на Бродвее, пришел Михаил Барышников. Ему особенно понравились наши движения, которые исполняются на коленях. Он прошел за кулисы, наговорил много приятных вещей. А Депардье заинтересовался инструментами, на которых исполнялись грузинские мелодии. Джордж Буш, будучи в Грузии, поднялся на сцену и прямо там стал пританцовывать нашим артистам.

— В одном из интервью вы говорили, что у ваших подопечных есть костюмы, которые остались еще со времен бабушки и дедушки. Как часто вы меняете наряды?

— Эти костюмы и сейчас используются в танцах. Периодически их реставрируют, ведь они сшиты еще в 1960-х годах прошлого века. Костюмов вообще очень много, потому что каждый танец — новый костюм. Ты одеваешь не танцора, а танец. Есть костюмы из шелка, шерсти. Вещи из натуральных тканей всегда по-особенному ложатся. Чем костюм дороже и качественнее пошит, тем дольше служит. Поэтому шьем мы только в том случае, когда точно понимаем, что сможем сделать это дорого. Стоимость зависит от техники исполнения и затратности (доходит до $2 тыс. — Авт.). Например, бывают, костюмы, на которые нужно по 8—10 метров ткани. Обычно в месяц можно пошить от 15 до 20 платьев. Раньше ткани покупали во время гастролей в Англии, Франции. Но в последние годы все можно купить у нас в Грузии.

— В 1990-х было много поп-коллективов, которые сами признавались, что гонорары с концертов забирали в огромных коробках — так много им платили. Ваши ребята могут назвать себя обеспеченными?

— Я бы не сказала, что нас можно считать богатыми. Мы работаем всю жизнь, но наш труд не окупается настолько, насколько мы отдаем себя. Танцор — недолгая професси, я и они не столько зарабатывают, что могут копить себе на жизнь. Мы — государственный коллектив, каждый месяц из госказны получаем среднюю зарплату. А добавка к ней — наши гастроли, которые помогают артистам выжить.

— Как думаете, четвертому поколению Сухишвили быть?

— Если ты живешь этим делом, тогда им стоит заниматься — самопожертвования насильно не получится. Моей племяннице только 17 лет. Когда мне было столько же, я не думала о том, чтобы руководить ансамблем, так что мне трудно за нее говорить. Но если четвертое поколение Сухишвили захочет этим заниматься, мы будем счастливы. Нет — не страшно. Фамилия давно стала брендом, поэтому дело будет жить и продолжаться в танцорах, которые у нас работают.

ИМ РУКОПЛЕСКАЛИ СТАЛИН И КАСТРО

Имя: Нино  Сухишвили
Родилась: 15.11.1964 г. в Грузии
Карьера: худрук ансамбля "Сухишвили"

Нино и Илья Сухишвили — третье поколение одного из самых известных грузинских танцевальных коллективов, который через несколько лет отметит 70-летие. Сейчас Нино — худрук коллектива, а Илья — главный хореограф. Ансамбль был создан в 1945 году их бабушкой и дедушкой — Ильей и Нино Рамишвили. Им рукоплескали Иосиф Сталин, Фидель Кастро, короли и принцы, их выступления воочию видели 60 миллионов человек. "Сухишвили" стал первым ансамблем народного танца, удостоившимся чести выступить на сцене миланского театра "Ла Скала". Наутро после того концерта итальянские газеты написали: "Это не танец, это — полет. Буря на сцене! Их танец бросает вызов законам гравитации. Союз мужской бравады и женской грациозности".