Ницше в литгостиной: любовь на троих, жуткое "промо" сестры и Зара­тустра-женщина

15 июня 2016, 10:00
Как проходила война за сверхчеловека

Ницше мечтал помочь человеку стать свободным.

Алексей Курилко и журналист Анастасия Белоусова обсуждают тонкости классической литературы. В этот раз мы разбирались в жизни и творчестве философа, писателя, который однажды заявил о том, что Бог умер, а задачей человека есть постоянное совершенствование себя.

Реклама

"Если мы живем в слишком большой близости с другим человеком, то с нами случается то же, как когда мы постоянно трогаем пальцами хорошую гравюру: настает день, когда под руками у нас оказывается только клочок плохой грязной бумаги. И душа человека стирается от постоянного прикосновения; по крайней мере, она кажется нам стершейся — мы уже не узнаем ее первоначального рисунка и красоты".

А. Б.:Начну не так, как обычно. Хотя бы потому, что наш сегодняшний герой называл себя самым честным философом. И у него всегда была своя правда. Свою правду попытаюсь выразить и я. А правда моя состоит в том, что мы с тобой, Алексей, диаметральные противоположности. В этом есть­ и плюсы, и огромные минусы. Это я ощутила еще при подготовке статьи о Булгакове. Мы порой находим общий язык, а порой не слышим друг друга, не хотим услышать, упрямо стоим на своем. Но хорошо ли быть в чем-то правым, но никем не понятым? К чему тебе твоя правда, если она никому не нужна, и ты проходишь испытание одиночеством? По этому поводу красиво сказал Ницше: "Я и мое одиночество". Звучит красиво, а по сути своей — невыносимая тяжесть. Хотя он и признавал, что никогда не задумывался о том, верны ли его мысли. Ему важно было лишь, насколько его книги помогут человеку быть свободным. Вот смотри. Ты знаешь, кто ты, я знаю, кто я, и мы разные, и никогда до конца не сможем понять друг друга. Но разве нам не важно быть понятыми другими? Даже Ницше этого хотел.

Реклама

Писатель Алексей Курилко и журналист Анастасия Белоусова.

АФОРИЗМЫ ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

А. К.: Конечно, хотел, Анастасия! А иначе его творчество не имело бы смысла. В начале карьеры поэта и мыслителя он всерьез надеялся на мировое признание. Он был весьма честолюбивым молодым человеком. Но даже когда Ницше остался совершенно один, его не публиковали, от него отвернулись вчерашние друзья и соратники, свои новые труды он издавал на собственные средства, скромными тиражами в несколько сотен экземпляров, а они почти не продавались... Даже тогда он не утратил присутствие духа, не поддался депрессии и разочарованию в своем призвании, и начал верить в то, что его поймут и высоко оценят будущие свободные и смелые умы. Благодаря этой вере он продолжал бешено трудиться, работал по восемнадцать часов, превозмогая частые приступы страшных головных болей...

Реклама

А. Б.: Да, к сожалению, даже та самая афористичность "Так сказал Заратустра", которой мы теперь восхищаемся, отчасти результат головных болей. Ему было больно подолгу смотреть на белые листы бумаги. А ведь Ницше был мастер и оттачивал каждое слово. Ради этого, кстати, он очень любил путешествовать: говорил, что в дороге ему всегда думается лучше.

А. К.: Если из-за дрожи в руках он не мог писать, он читал — это тоже была немаловажная часть его работы. Если не мог читать из-за головной боли, от которой лез на стену, терял зрение и слух, то закрывал глаза и продолжал писать мысленно, оттачивая каждую фразу и доводя ее до совершенной афористичности. Такие умственные нагрузки не могли пройти даром. Здоровье его ухудшалось, но первым сдало не физическое, а психическое. Вера в свою исключительность перешла в уверенность, а потом и в явный факт, не требующий никаких подтверждений и доказательств. Отсюда уже рукой подать до психического расстройства.

А. Б.: А тебе известно, каким был его точный диагноз?

А. К.: Помимо приступов беспричинного страха, мании преследования и тотальной мнительности, у Ницше развивается мания величия. Это произошло не в одночасье, а постепенно, шаг за шагом. Сперва это казалось — и, скорее всего, так и было — неким эпатажным способом закамуфлировать комплекс неуверенности. Но дальше — больше! Желаемое начинает казаться действительным. Вот мыслитель называет свою книгу о Заратустре самой фундаментальной в мировой культуре. Суть и тон его эпистолярного наследия с октября 1888-го по январь 1889 года отражают явное нарастание признаков мании величия, когда он подписывает корреспонденцию такими именами, как Феникс, Антихрист, Чудовище. Письма становятся все более антинемецкими и антирелигиозными. А в декабре Ницше пишет личное послание кайзеру Вильгельму, а затем и самому канцлеру Бисмарку. В начале 1889 года ученый считает себя уже организатором конгресса европейских монархов и рассылает приглашения на него итальянскому королю Умберто Второму, опять же Бисмарку и самому Папе Римскому. У философа начинается тяжелейший психоз. В последние дни декабря 1888 года он теряет сознание на улице и уже не может сам встать на ноги. После того как его принесли в жилище, мыслитель два дня неподвижно и безмолвно лежит на диване. Ницше становится возбужденным, громко говорит сам с собой, поет, играет на фортепиано, теряет понимание ценности денег, пишет фантастические письма, подписываясь исключительно как Распятый, Христос, Верховный и Дионис. После очередного обморока друг отвозит его в Базель, убедив Фридриха поехать туда якобы на большое празднование в его честь. На железнодорожном вокзале Ницше хочет всех обнимать, но успокаивается, когда сопровождающий говорит ему, что такое поведение недостойно уважаемого человека. Ницше был госпитализирован в базельскую психиатрическую больницу 10 января 1889 года в возрасте 45 лет.

А. Б.: А еще часто вспоминают историю с лошадью в Турине, когда Ницше бросился на защиту животного, обнял его за шею, чтобы извозчик только опустил свой кнут, после чего разум его окончательно помутился. Последние 11 лет жизни он провел в состоянии тяжелейшей душевной болезни... Меня поразила фраза, которую Ницше написал в своей автобиографии: "Прежде всего не запутывайтесь во мне". И если по его философии человек — это канат между животн­ым и сверхчеловеком, то гениальное произведение — это оружие как для добра, так и для зла. В нем таки запутались, и продолжают путаться до сих пор: где он, а где — его безумие; где он, а где компиляция его сестры.

А. К.: Ну, не знаю... Я отнюдь не путаюсь в его произведениях. И точно знаю, что его безумие — это также часть его огромного объема личности. Ведь даже если болезнь началась раньше, чем это стало всем заметно, и задолго до того, как доктора диагностировали явные отклонения от нормы, мы не вправе считать его последние труды лишенными права претендовать на наличие смысла, а то и истины. В конце концов, каждый человек по-своему ненормален, любого можно обвинить в отклонении от нормы в той или иной степени, ибо норма до сих пор не установлена, и мерою всего является сам человек.

НЕ ФИЛОСОФ, А ХУДОЖНИК

А. Б.: Да, но ведь, возможно, не будь он болен, его философия была бы иной.

А. К.: Ницше на самом деле не философ. Он по образованию филолог, и профессором стал именно филологической кафедры. Но это по профессии, а по призванию он — истинный поэт и художник. Если ты читала его лучшие труды, то знаешь, что в слово "художник" Ницше вкладывал нечто большее, чем мы себе можем представить. Но ты права...

А. Б.: Я права? Надо же!

А. К.: Ирония — защита слабых, учти! Итак, я продолжу — ты права. Сейчас очень многие, пытаясь низвергнуть Ницше с пьедестала великого мыслителя, уверяют и доказывают, что к его творчеству следует относиться лишь как к проповеди психически больного реформатора, а к большинству его книг — как к истории болезни неизлечимо больного интеллектуала. Конечно, объявите философа сумасшедшим — и все дела. Но если он ненормален, то кто нормален? И, может, именно благодаря ненормальности и возможно оказаться по ту сторону добра и зла. А что касается того, где заканчивается Ницше и начинаются компиляции его старшей сестры, то тут все совсем просто. Золотой корпус сочинений базельского профессора был подготовлен и издан им самим. А вот книга "Воля к власти", которую сестра Ницше и презентовала Гитлеру, была составлена ею из черновых записей брата.

ИДЕЯ СТАТЬ ЛУЧШЕ ЛЮДЕЙ

А. Б.:И все же давай вернемся к "Заратустре" и фразе о том, что человек — это канат, который натянут между животным и сверхчеловеком. И в человеке есть все, но есть и Творец. Такая философия — действительно настоящее оружие, способное развязать войну. Ведь войны нынче — это войны идей. Только высокая культура всего человечества может адекватно воспринять эту идею и не превратить ее в войну. Но учитывая, что человечество мало чему учится в вопросах морали и культуры, идея сверхчеловека все еще может быть крайне опасной. Особенно для неокрепших, духовно неустойчивых личностей, жаждущих власти. Она хороша, но когда хорошая идея выброшена на улицу, она превращается в опасную.

А. К.: А что плохого в том, что Ницше всю свою творческую жизнь разрабатывал концепцию сверхчеловека? Человек — не венец создания. Он есть лишь то, что должно быть преодолено, а Сверхчеловек — это существо мощной жизненной силы. И каждый обыкновенный человек должен смотреть на себя, как на неидеальное произведение природы, и стараться воспитывать в себе цельную личность, приложить усилия, чтобы стать истинным и настоящим. Вот в чем штука, а многие не хотят совершенствоваться: люди хотят жить в тепле и достатке. Им не столь уж важно быть лучшими, им вполне достаточно казаться. Им, конечно, не понравится, если вы определите их в категорию "чернь"; они возмутятся, они давно и с удовольствием приняли равноправие, за которое они, впрочем, не боролись и вряд ли могли бы отдать свои жизни. Мелкие, серые, невзрачные индивиды, по мнению Ницше, в большинстве своем есть продукт христианской морали и пропаганды. И все это приведет, а скорее всего, уже привело к тому, что современный человек смертельно страдает, цитирую, "ослаблением жизненной силы и воли".

Ницше. Играл на пианино.

ЛЮБОВЬ: "К ЖЕНЩИНЕ ВОЗЬМИТЕ ПЛЕТКУ"

А. Б.: Как тебе вообще его сестричка Елизавета Ферстер-Ницше? Она вроде бы и любила брата, и делала все ради его блага, но как-то поступки эти широкой дорогой вели в ад. Как думаешь, зачем она подарила Гитлеру трость Фридриха? ­Жуткий символ...

А. К.: Ницше не любил свою сестру, он сам об этом писал неоднократно — за ее нездоровый антисемитизм. Именно она виновата в том, что его учение понималось превратно. Другим виновником был Гитлер, перед которым Елизавета преклонялась. Гитлер извратил учение Ницше, подмял под свою извращенную идеологию, упростив все и обезобразив. Из работ Ницше вымарывалось все антинемецкое, а также все гуманное и поэтическое. Он предсказывал, что это случится с его литературным наследием и что в руках примитивных людей — он называл их сверхобезьянами — его учение станет орудием их злобного и завистливого нрава. А еще он ненавидел сестру за то, что именно она стала основной причиной окончательного разрыва отношений между ним и его любимой женщиной Лу Саломе.

А. Б.: Об этой женщине следует рассказать поподробней! Не знаю, насколько это правда, но я читала, что у Ницше был роман на троих — с этой самой очаровательной Лу Саломе, в которую был влюблен и его друг Пауль Рее. Ну как ему могла не понравиться женщина, которая еще в детстве говорила: "Бога нет! Если бы он был,­ он бы не допустил, чтобы умерла моя любимая кошка!". Они жили втроем, называя это идеальной дружбой. Причем по просьбе Лу эти отношения были платоническими. Хотя и Фридрих, и Пауль думали, что Лу таки втихаря спит с другом-соперником. Союз этот продержался недолго. Мне по этому поводу снова вспомнились аналогии, на этот раз с Маяковским и его Лилей.

А. К.: Между этой тройкой и любовным треугольником "Маяковский — Лиля — Осип" нет ничего общего. Лиля Брик спала сперва только с Осипом, потом только с Володенькой, потом то с одним, то с другим, потом с обоими... А Лу Саломе настаивала на том, что их связь будет исключительно высокоморальной. И такой она была около четырех месяцев, после чего наступил разрыв, в том числе из-за слухов о неверности Лу, которые распускала сестра Ницше — поистине черный человек великого гения. Ницше верил Лу, но все же разрыв состоялся. В первую очередь он в женщине видел человека, а может, даже сверхчеловека. Недаром многие уверены, что Заратустра отчасти списан и с нее! И Паулю, с которым они вскоре рассорятся, он верил. Ницше в жизни был доверчивым и романтическим идеалистом; он только на бумаге создавал образ холодного, эгоистичного и бескомпромиссного циника.

А. Б.: Это была единственная любовь Ницше?

А. К.: Конечно нет! Он был безумно влюблен в Козиму Вагнер, жену композитора, причем сам Вагнер об этом знал. Еще он был страстно влюблен в голландку Матильду и даже сделал ей предложение всего после двух часов разговора с ней, но получил отказ... С женщинами ему не везло. Может быть, поэтому его Заратустра говорил: "Если собрался идти к женщине, возьми плетку".

А. Б.: Гении очень часто рождаются в семье богословов, ты не находишь? Или просто так совпадает? Дети этих богословов, возможно, из протеста, идут не по стопам своих родителей, а наоборот, устраивают бунт и создают своего Заратустру. Или Воланда... Когда гениальный человек отказывается от Бога, в духовном мире его расщепляет. По христианской философии — на бесов. Выдержать это расщепление мало что помогает.

А. К.: Вряд ли у Ницше был протест против отца. Когда ему едва исполнилось четыре годика, его отец, пастор деревенского прихода, упал с лестницы и ударился головой о каменные ступени. После полугодового мучения папа, казавшийся маленькому сыну сильным и мужественным человеком, превратился в тщедушного стонущего старика, который вскоре умер, оставив жене небольшие долги и трех малолетних детей. После похорон Фридриха стали мучить кошмары. В одном из таких мальчик увидел, как его покойный отец, покинув могилу, явился к ним в дом и унес с собой младшего брата Фридриха. Спустя несколько дней после этого ночного видения маленький братик действительно смертельно заболел неизвестной болезнью и буквально за сутки угас на глазах обезумевшей от горя матери. Дом погрузился в траур, а мать впала в тяжелейшую депрессию. Если бы не дети, она наверняка наложила бы на себя руки. После смерти отца и брата Фридрих рос уже исключительно в женской среде: мать, тетушка, бабушка и сестра.

Платоническая любовь. Лу Саломе, Пауль Рее и Фридрих Ницше.

Сестра Элизабет. Вручает в подарок Гитлеру трость своего брата.

ХОТЕЛ СТАТЬ ПАСТОРОМ, КАК ПАПА

А. Б.: Странно, ведь если Ницше долго жил в женской среде, он вообще должен был вырасти неженкой...

А. К.: Напротив. Женское воспитание могло бы испортить его, если бы Фридрих Ницше не занимался самовоспитанием. Он собирался, как и отец, быть пастором, но чтение книг "ослабило веру в Бога". Сверстники относились к Фридриху с уважением, но при этом сторонились его, поскольку он никогда не участвовал в играх и был всегда сдержан. Однажды Ницше рассказывал одноклассникам о древнеримском воине, который добровольно сунул руку в огонь, дабы доказать врагам, насколько римляне бесстрашнее и сильнее духом. Товарищи усомнились в правдивости истории. Оскорбленный до глубины души Фридрих вынул из печи раскаленный докрасна уголь и положил себе на ладонь, доказав, что человек сильнее физической боли. Об этом ему потом всю жизнь напоминал жуткий шрам. Он и в дальнейшем не раз доказывал себе и другим, что человек способен игнорировать любую боль — и физическую, и духовную. Вопрос только, как долго можно терпеть, и какие будут последствия.
Неудивительно, что учеба в школе, гимназии не утоляла жажду познания юного Ницше. Его мозг, словно бескрайняя горячая пустыня, впитывал живительную влагу знаний и сразу жаждал новых. Чем больше человек знает, тем больше ширится его незнание. Такой парадокс не ставит нас в тупик, нет, — он забавляет. Только убедившись, что чужие книги не дадут ему ответов на волнующие вопросы, Ницше стал задумываться, чтобы написать свою. Недаром много лет спустя он заявит в одном из своих трудов: "Невозможно найти другую книгу, которая учила бы нас так многому, как та, над которой работаем мы".

Элизабет. "Черный ангел".