Неизвестная Одесса: трезвый дом, Эйфелева башня и девочка на "шаре"

12 августа 2010, 18:52
В помощь экскурсоводу. В Лузановке – слоны, на Пушкинской – кот с сосисками, а на Фонтане – Карлсон

Реклама

В Одессе море достопримечательностей, о которых ничего не знают экскурсоводы и туристические агентства, которые не фигурируют в справочниках и проспектах и о которых порой нет информации даже у поседевших в архивах краеведов.

Ну вот, например, вам известно, что в нашем городе есть своя Эйфелева башня? А между тем, уменьшенная копия символа французской столицы (ее высота – 15 метров, оригинала – 300,65 м) украшает территорию завода радиально­-сверлильных станков на Бугаевской улице вот уже полвека. Как рассказал "Сегодня" 75-летний главный технолог предприятия Владимир Фельдман, башня эта появилась в конце 1950-х годов. Тогдашний директор "радиалки" Сергей Мезенцев побывал в составе советской делегации в Париже, увидал там Эйфелеву башню и сдуру сказал, что его рабочие "и не такое могут сделать". Мезенцева, что называется, поймали на слове, и после приезда в Одессу он дал задание сварочному цеху создать копию.

Еще один необычный памятник, точнее фонтан, был установлен несколько лет назад в дворике по Узкому переулку (16-я Фонтана). Это единственное в мире (!) изваяние Карлсона, который живет на крыше. Постамент сделан в виде печной трубы, из которой вылетает герой сказки Астрид Линдгрен. Памятник создал одесский скульптор Михаил Рева по заказу бизнесмена Германа Когана.

Реклама

Вообще одесские предприниматели любят украсить свои заведения чем­-нибудь эдаким. Скажем, владелец частного пляжа на Лузановке установил в 2002-м полноростовые фигуры слонихи со слоненком, вылепленные из гипса. Местные утверждают, что скульптуры – в честь слонихи Венди, родившей троих малышей: Фантика, Дюка и Тенди. Напомним, Одесский зоопарк — единственный в Украине, где размножаются индийские слоны.

Хозяин ресторана на Французском бульваре завел у себя собственного... писающего мальчика. Гипсовый ребенок в панамке "метит" бассейн, в котором купаются настоящие дети. Известный паб в рекламных целях разместил на Дерибасовской "памятник пиву" – торчащую из стены бочку с кружкой под ней. А у одного из магазинов мобильных телефонов стоит скамейка с прибитыми к ней гвоздями трубками и ноутбуком.

Имеется в Одессе и памятник студенческой "шаре". Не так давно его поставили в академическом городке, где расположены водный университет и архитектурная академия. Стилизованная бронзовая девушка катается на обычном шаре. Под ней – россыпь учебников и других книг, среди которых выделяется "Камасутра".

Реклама

Народное творчество в нашем обзоре представлено человечками, сваренными из деталей мотоциклов, которые не первый год радуют жителей одного из дворов на Таирова. В комплекте – рыцарь, тяжелоатлет со штангой и солдат с гранатометом.

Множество диковинок дотошный исследователь может найти в исторической части города. Единственный на планете памятник стулу у Горсада находится на самой маленькой площади Земли – имени Остапа Бендера. Рядом, возле входа в кафе, стоят гипсовые Великий Комбинатор и его партнер Ипполит Матвеевич Воробьянинов

Бендеру же посвящена мемориальная табличка на доме по Екатерининской, напротив управления СБУ. Она сообщает, что именно здесь Остап Ибрагимович работал управдомом с 31 марта 1931 года по 1 апреля 1932 года.

Одесский "Пассаж" венчает бог торговли Меркурий, сидящий на паровозе. В конце XIX века, когда возвели здание, железной дорогой в Одессу везли хлеб. Торговля им обогатила город.

На крыше 150-летнего дома, что на противоположном углу от Филармонии, притаился железный кот, который стянул где­-то связку сосисок и ищет теперь место, чтобы их внутренне употребить. На глухой стене старого дворика на Пушкинской нарисовано "окно в Европу". Подворотню, которая ведет в этот двор, освещает светильник с моделью прекрасного парусника.

А переулок Маяковского может похвастаться "домом трезвенников". По крайней мере, об этом гласит старая табличка, вделанная в стену прямо под номером дома. Слово "трезвенников" написано через одну "н", а в конце стоит многоточие, о котором пять лет назад высказался в своем блоге дизайнер Артемий Лебедев: мол, единственный случай правильного употребления этого знака. Насчет "дома трезвенников" была дискуссия на "Одесском форуме". По словам одного из участников, дом имеет отношение к так называемому Особому комитету Попечительства о народной трезвости. Другой посетитель утверждал, что именно в этом доме жил в 1990-х годах преподаватель информатики Нархоза Феликс Михайлович Дозорец, который действительно был трезвенником.

Олег Константинов