Не золотые купола: из чего и как делают церковные "маковки" и что нужно, чтобы колокол звенел мелодично

21 марта 2017, 08:00
Сегодня купола изготовляют из булата, а мастера оценивают по отсутствию углов и швам

Для новых храмов. Самые популярные — классические маковки из желтого булата, а для храмов в честь Богородицы уместен синий цвет / Фото: Александр Яремчук

Православные церкви и соборы не зря считаются одними из самых красивых в мире из-за двух отличий от храмов других религий: у них есть золотые купола и колокольный звон, чего нет больше нигде. Как пел Владимир Высоцкий, который часто бывал в Киеве, купола у нас кроют чистым золотом, "чтобы чаще Господь замечал". Это касается как известных всему миру храмов в Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской лаврах, так и небольших церквей в городках и селах. "Сегодня" побывала в мастерской, где делают большие и малые церковные "маковки", а также выяснила, что нужно для мелодичного колокольного перезвона.

Мы находимся в помещении, где лежат заготовки для будущих куполов — "золотые" листы, стальные трубы, прутки, которые в умелых руках мастеров за пару недель могут превратиться в изящное навершие церкви. Как оказалось, классические медные купола с позолотой нынче практически не заказывают — очень дорого. Сверкающие золотом на солнце церковные маковки теперь делают из листов нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, которые называют "булат".

Реклама

Фотографировать заготовки мастера не разрешают, мол, плохая примета, может получиться брак. Но как выглядит изнутри готовый купол, нам показали. Раскрой из тонких листов булатированной стали искусно собран на каркасе-клетке, приваренном к центральной трубе, проходящей через весь купол. Сверху в нее вставляется стальной крест, покрытый листами булата.

"Настоящий мастер тот, у которого купол получается плавным, без углов и резких переходов, — говорит купольщик Михаил, высокий светловолосый бородатый мужчина лет сорока с крепкими руками. — Мы делаем купола уже 8 лет. Долго искали утраченные технологии старых мастеров, но есть и свои ноу-­хау, например шов, соединяющий лепестки купола. Под такой шов не затекает дождевая вода. Даем гарантию, что купол прослужит не менее 70 лет".

А вот раньше, как говорят мастера, купола делали на деревянных заготовках, но дерево столько лет не выдержит, даже если его обработать средствами против гниения и грибка.

Реклама

Изнутри. Каркас позволит куполу простоять не менее 70 лет

Реклама

Красота. Полутораметровый купол легко могут перенести двое

Символ веры. Такой крест называется "трехлепестковым"

КЛАССИКА И "ЧЕШУЯ"

Кроме классических куполов, состоящих из 6—8 частей, мастера также делают и более сложные — чешуйчатые. Они красиво смотрятся, но стоят в разы дороже (20—30 тыс. грн и более, в зависимости от диаметра) и весят намного больше. Если самая популярная у заказчиков "луковица" диаметром 1 м весит всего 20—22 кг, то такая же, но собранная из сотен ромбов-чешуй потянет на 117—120 кг.

Чешуйчатый купол дороже

Страховка. Цепь на крестах от воров будет не лишней

ИДЕЮ ПОДСКАЗАЛ КОЛОКОЛЬЧИК

Откуда пошла традиция звонить в колокола и почему храмы увенчаны куполами, нам рассказал наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел: "По преданию, святитель Амвросий Медиоланский, живший в IV веке нашей эры, увидел дивный сон: идет он по полю, устланному цветами, и видит колокольчики, которые наклоняются и издают чарующие звуки. Проснувшись, Амвросий повелел мастерам сделать колокол в форме цветка, прикрепить к нему "язык" и стал звонить. Колокольный звон призывает людей к молитве, напоминает нам о главном: о божественной любви и божественном милосердии, что человек должен встретиться со своим Создателем. Установка купола символизирует остаточное окончание строительства храма, и он увенчивается крестом, свидетельствующим о том, что это храм Божий и в нем совершается молитва. Крест — это символ нашего спасения, под ним собираются люди, охраняемые Божьей благодатью, и имеют возможность молиться".

Владыка Павел

"БОЧКА", "ЮБКА" И МОСТЫ

Чтобы навершие храма смотрелось гармонично, есть каноны изготовления куполов.

"Неправильно сделать крест выше и больше по размаху, чем сам купол, их соотношение должно быть примерно одинаковым, — рассказал нам мастер Александр. — Если исказить пропорции купола, допустим, сделать слишком высокую "юбку" (так на сленге мастеров называют нижнюю, округлую часть изделия. — Авт.) или слишком растянутую в ширину "бочку" (верхняя часть купола. — Авт.), снизу купол будет выглядеть приземистым, сплющенным. Кресты до 1,5 метра в размахе можно устанавливать без тросов-растяжек, удерживающих их при сильном ветре, а вот для более крупных уже необходимо дополнительное крепление, иначе крест может упасть из-за сильного ветра вместе с куполом".

По словам Александра, технически возможно изготовить "луковицу" любого размера, но на практике он ограничен высотой автодорожных путепроводов — 4 м. Купола более 3 м в диаметре и столько же по высоте маковки, погруженные на автотрейлер, не пройдут под мостами, поэтому их перевозят по частям. Несколько лет назад у Михаила и Александра был случай, когда их фирме заказали купол диаметром 6 м. Его перевозили в разобранном виде и уже непосредственно возле церкви собрали конструкцию из шести огромных лепестков. Затем с помощью крана купол установили на место. А самые маленькие "луковки" бывают 30 см в диаметре, их заказывают для часовен. Среди множества готовых куполов один особенно привлекал внимание — необычного ярко-синего цвета.

"Это так называемый богородичный — для храмов в честь Пресвятой Богородицы, ее цвета — синий и голубой. Синь получается, если нержавеющую сталь покрыть не нитридом, а оксидом титана", — разъяснил Михаил.

До, ре, ми... Чем меньше колокол по весу и размеру, тем выше его звучание, и наоборот

Язык и уши. Колокольное било делают из стали, а вешают за 4 ушка

Рекордсмен. Самый большой православный колокол весит 60 тонн

ЗВОНАРИ РАБОТАЮТ РУКАМИ И НОГАМИ

В церковной лавке Киево-Печерской лавры мы увидели колокола от 7 до 250 кг. Пытаюсь поднять небольшой на вид "колокольчик" высотой сантиметров 40, и с трудом отрываю его от полки.

"Нелегко? А ведь это всего лишь средний колокол, так называемый подзвонный, который используется как вспомогательный, весом 38 кг, — улыбается продавец Александр. — Кубический сантиметр бронзы весит 8,6 г, она почти в 9 раз тяжелее воды. Поэтому при скромных размерах колокола увесистые. Зато звучат! Есть еще малые колокола, с высокими тонами. Главные колокола — благовестники — они самые тяжелые, от 100 кг и более и "голоса" у них — басы".

Вдвоем с продавцом мы едва сдвинули с места такой колокол, а ведь он "ростом" чуть выше колена и всего полметра в диаметре. А благовестник высотой в человеческий рост весит порядка трех тонн. Кстати, самый большой в Украине колокол установлен в 2008 году на колокольне Свято-Преображенского собора в Одессе. Гигант весит 14,2 тонны, а его язык — 250 кг. Самый большой колокол Киево-Печерской лавры на главной колокольне потянул на 13 тонн, а его "голос" слышен за 10—15 км окрест.

КРАСИВО, НО НЕДЕШЕВО. Церковные колокола — неотъемлемая часть православного богослужения, требующая не только мастерства звонарей, но и дорогая, так как даже минимальный набор из пяти качественных колоколов, дающих мелодичный звон, стоит порядка 70 тыс. грн без доставки и монтажа. Средняя цена — $12—13 за килограмм веса, можно найти и дешевле, но, по словам специалистов, у таких колоколов может быть плохое звучание, так как там меньше, чем должно быть, дорогого олова и больше дешевой меди. Классический рецепт колокольной бронзы — 78—80% меди и 20—22% олова.

"Малый подбор, на котором можно производить все положенные церковным уставом звоны, состоит из колоколов весом 7 кг (соль диез 3-й октавы), 18 кг (ми 3-й октавы), 25 кг (си 2-й октавы), 42 кг (ля 2-й октавы) и 100 кг (ми 2-й октавы), — говорит директор одной из фирм, специализирующихся на литье колоколов, Владимир Анисин. — Они подобраны по основным тонам и гармонично звучат в аккорде".

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН. Как рассказал нам звонарь киевского храма Святого Михаила, отец Андрей, колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и звон.

"Благовест — мерные удары в большой колокол, созывающий верующих на богослужение, — говорит отец Андрей. — Он так называется потому, что возвещается благая, добрая весть о начале службы. Также, в случае беды, в него бьют в набат частыми ударами. Трезвон — троекратный с перерывом звон во все колокола, выражающий христианскую радость, торжество. Перезвон — многократный звон поочередно в каждый колокол по одному или несколько ударов, начиная с большого и до самого малого. Наконец, перебор — медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, но, наоборот, с малого до самого большого, затем ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз".

По словам отца Андрея, звонарем может быть не только монах или священник, но он должен обязательно быть верующим и иметь музыкальный слух. Когда идет, например, пасхальный перезвон в большом храме, где колоколов 12 и более, то в них бьют не один, а несколько звонарей, причем работают не только двумя руками, но и ногами, нажимая на педали. Для этого на колокольне делают специальный пульт, куда сходится много веревок и канатов.